понедельник, 15 августа 2016 г.

2/15 августа - память блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца


          Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.
          С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог.   Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.
          Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.
          В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.
          В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.
          Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.
          В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.
          Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.
          В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.
          Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.
          Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.
          Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Блаженный чистый сердцем
          Один из са­мых из­вест­ных мос­ков­ских юро­ди­вых — Ва­си­лий Бла­жен­ный. На Ру­си все­гда по­чи­та­ли юро­ди­вых Хри­ста ра­ди — лю­дей, пре­зрев­ших внеш­ние «при­ли­чия», при­тво­ря­ю­щих­ся безум­ны­ми, чтобы со­крыть свои спо­соб­но­сти и доб­ро­де­те­ли, и об­ли­ча­ю­щих мир в от­сут­ствии этих доб­ро­де­те­лей. Пра­во на об­ли­че­ние им да­ва­ло бес­стра­стие и чи­стое серд­це.
          Свя­той Ва­си­лий Бла­жен­ный, мос­ков­ский чу­до­тво­рец, бро­сал­ся кам­ня­ми в чу­до­твор­ные ико­ны и спо­рил с гроз­ным ца­рем, об­ли­чая в про­ли­тии невин­ной кро­ви. Царь слу­шал тер­пе­ли­во, ни­ко­му не поз­во­ляя тро­нуть бла­жен­но­го.
          Од­на­жды, ко­гда Иван Гроз­ный при­гла­сил бла­жен­но­го для бе­се­ды в цар­ские па­ла­ты, тот три­жды вы­лил под­не­сен­ный ему ку­бок с ви­ном. Го­су­дарь про­гне­вал­ся, а Ва­си­лий ска­зал, что он так ту­шит нов­го­род­ский по­жар. Вско­ре гон­цы ца­ря под­твер­ди­ли сло­ва бла­жен­но­го: по сви­де­тель­ству нов­го­род­цев, во вре­мя по­жа­ра всю­ду ви­де­ли на­го­го му­жа с во­до­но­сом, за­ли­ва­ю­ще­го пла­мень ог­нен­ный, от­че­го по­жар пре­кра­тил­ся. Из­вест­но и чу­дес­ное ту­ше­ние свя­тым Ва­си­ли­ем страш­но­го мос­ков­ско­го по­жа­ра в 1547 го­ду.
          Ва­си­лий Бла­жен­ный ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине XV ве­ка в под­мос­ков­ном се­ле Ело­хо­ве (там, где сей­час сто­ит Ело­хов­ский со­бор), в при­хо­де церк­ви Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ныне — храм во имя св. вмч. Ни­ки­ты на Ста­рой Бас­ман­ной). В юные го­ды Ва­си­лий был са­пож­ни­ком. А через неко­то­рое вре­мя на Москве по­яв­ля­ет­ся стран­ный че­ло­век, зи­мой и ле­том хо­дит по­чти раз­де­тый и де­ла­ет стран­ные ве­щи: то опро­кинет ло­ток с ка­ла­ча­ми, то про­льет кув­шин с ква­сом. Рас­сер­жен­ные тор­гов­цы би­ли бла­жен­но­го, он с ра­до­стью при­ни­мал по­бои и бла­го­да­рил за них Бо­га. А по­том об­на­ру­жи­ва­лось, что ка­ла­чи и квас бы­ли непри­год­ны. По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия быст­ро рос­ло: в нем при­зна­ли юро­ди­во­го, че­ло­ве­ка Бо­жия, об­ли­чи­те­ля неправ­ды.
          Пре­ста­вил­ся Ва­си­лий Бла­жен­ный 2 ав­гу­ста (ст. ст.) 1552 го­да. По­гре­бе­ние его воз­гла­вил мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ма­ка­рий. Мо­щи бла­жен­но­го пер­во­на­чаль­но бы­ли по­ло­же­ны в церк­ви Свя­той Тро­и­цы (что на Рву). При сыне Ива­на Гроз­но­го Фе­до­ре Иоан­но­ви­че ле­то­пи­си пи­шут о мно­гих свер­шав­ших­ся чу­де­сах от мо­щей свя­то­го Ва­си­лия.
          В 1560-х го­дах на ме­сте хра­ма Свя­той Тро­и­цы был вы­стро­ен со­бор По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри на Рву. Один из при­де­лов воз­двиг­ли над мо­ги­лой свя­то­го Ва­си­лия Бла­жен­но­го, и с тех пор со­бор ина­че как его име­нем в на­ро­де не на­зы­ва­ли.
          Несмот­ря на мо­ну­мен­таль­ный внеш­ний вид, внут­ри со­бор те­сен и не очень под­хо­дит для служ­бы. Как пи­шут ле­то­пи­си, бо­го­слу­же­ний здесь все­гда бы­ло ма­ло. Од­на­ко, ко­гда в 1913 го­ду на­сто­я­те­лем со­бо­ра был на­зна­чен про­то­и­е­рей Иоанн (Вос­тор­гов), но­во­му­че­ник и ис­по­вед­ник, «в со­бо­ре, бла­го­да­ря его слу­же­нию и по­сто­ян­ной мис­си­о­нер­ской про­по­ве­ди, бы­ло та­кое мно­же­ство бо­го­моль­цев и та­кое ре­ли­ги­оз­ное усер­дие, что со­бор сей по ко­ли­че­ству про­да­ва­е­мых све­чей за­нял... од­но из пер­вых мест в епар­хии». Про­то­и­е­рея Иоан­на рас­стре­ля­ли в 1918 го­ду. В на­ча­ле 1920-х храм был пе­ре­дан об­нов­лен­цам, в 1929-м за­крыт и от­дан му­зею. Не раз со­бо­ру гро­зил снос, но ста­ра­ни­я­ми из­вест­но­го ре­став­ра­то­ра Пет­ра Ба­ра­нов­ско­го, сто­ив­ши­ми ему несколь­ких лет ла­ге­рей, со­бор со­хра­ни­ли.
          В хо­де ре­став­ра­ци­он­ных ра­бот кон­ца 1940-х — на­ча­ла 1950-х го­дов в со­бо­ре Ва­си­лия Бла­жен­но­го бы­ла от­кры­та до­то­ле неиз­вест­ная в рус­ской ар­хи­тек­ту­ре си­сте­ма, поз­во­ляв­шая воз­во­дить та­кое слож­ное зда­ние без чер­те­жей. Все сте­ны хра­ма бы­ли про­ни­за­ны де­ре­вян­ны­ми кон­струк­ци­я­ми, вы­пол­няв­ши­ми роль «про­стран­ствен­но­го чер­те­жа». Из срав­ни­тель­но тон­ких брусьев, пе­ре­вя­зан­ных меж­ду со­бой по вер­ти­ка­ли и го­ри­зон­та­ли, до на­ча­ла кир­пич­ной клад­ки бы­ли опре­де­ле­ны кон­ту­ры бу­ду­ще­го со­ору­же­ния, раз­ме­ры и ме­сто­по­ло­же­ние всех эле­мен­тов его ар­хи­тек­тур­ных форм и де­ко­ра.
          На Пас­ху 1992 го­да в со­бо­ре бы­ла от­слу­же­на пер­вая по­сле дол­го­го пе­ре­ры­ва ли­тур­гия. С это­го вре­ме­ни ли­тур­гия со­вер­ша­ет­ся по вос­крес­ным дням в при­де­ле св. Ва­си­лия Бла­жен­но­го, по­сле у мо­щей бла­жен­но­го чи­та­ет­ся ака­фист.
Автор: Вла­ди­мир Ро­ма­нов
По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru