Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.
С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.
Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.
В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.
В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.
Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.
В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.
Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.
В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.
Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.
Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.
Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.
Святой Василий Блаженный, московский чудотворец, бросался камнями в чудотворные иконы и спорил с грозным царем, обличая в пролитии невинной крови. Царь слушал терпеливо, никому не позволяя тронуть блаженного.
Однажды, когда Иван Грозный пригласил блаженного для беседы в царские палаты, тот трижды вылил поднесенный ему кубок с вином. Государь прогневался, а Василий сказал, что он так тушит новгородский пожар. Вскоре гонцы царя подтвердили слова блаженного: по свидетельству новгородцев, во время пожара всюду видели нагого мужа с водоносом, заливающего пламень огненный, отчего пожар прекратился. Известно и чудесное тушение святым Василием страшного московского пожара в 1547 году.
Василий Блаженный родился во второй половине XV века в подмосковном селе Елохове (там, где сейчас стоит Елоховский собор), в приходе церкви Владимирской иконы Божией Матери (ныне — храм во имя св. вмч. Никиты на Старой Басманной). В юные годы Василий был сапожником. А через некоторое время на Москве появляется странный человек, зимой и летом ходит почти раздетый и делает странные вещи: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи и квас были непригодны. Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Преставился Василий Блаженный 2 августа (ст. ст.) 1552 года. Погребение его возглавил митрополит Московский Макарий. Мощи блаженного первоначально были положены в церкви Святой Троицы (что на Рву). При сыне Ивана Грозного Федоре Иоанновиче летописи пишут о многих свершавшихся чудесах от мощей святого Василия.
В 1560-х годах на месте храма Святой Троицы был выстроен собор Покрова Божией Матери на Рву. Один из приделов воздвигли над могилой святого Василия Блаженного, и с тех пор собор иначе как его именем в народе не называли.
Несмотря на монументальный внешний вид, внутри собор тесен и не очень подходит для службы. Как пишут летописи, богослужений здесь всегда было мало. Однако, когда в 1913 году настоятелем собора был назначен протоиерей Иоанн (Восторгов), новомученик и исповедник, «в соборе, благодаря его служению и постоянной миссионерской проповеди, было такое множество богомольцев и такое религиозное усердие, что собор сей по количеству продаваемых свечей занял... одно из первых мест в епархии». Протоиерея Иоанна расстреляли в 1918 году. В начале 1920-х храм был передан обновленцам, в 1929-м закрыт и отдан музею. Не раз собору грозил снос, но стараниями известного реставратора Петра Барановского, стоившими ему нескольких лет лагерей, собор сохранили.
В ходе реставрационных работ конца 1940-х — начала 1950-х годов в соборе Василия Блаженного была открыта дотоле неизвестная в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без чертежей. Все стены храма были пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль «пространственного чертежа». Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой по вертикали и горизонтали, до начала кирпичной кладки были определены контуры будущего сооружения, размеры и местоположение всех элементов его архитектурных форм и декора.
На Пасху 1992 года в соборе была отслужена первая после долгого перерыва литургия. С этого времени литургия совершается по воскресным дням в приделе св. Василия Блаженного, после у мощей блаженного читается акафист.
В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.
В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.
Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.
В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.
Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.
В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.
Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.
Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.
Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Источник: http://www.pravoslavie.ru/55466.html
Блаженный чистый сердцем
Один из самых известных московских юродивых — Василий Блаженный. На Руси всегда почитали юродивых Христа ради — людей, презревших внешние «приличия», притворяющихся безумными, чтобы сокрыть свои способности и добродетели, и обличающих мир в отсутствии этих добродетелей. Право на обличение им давало бесстрастие и чистое сердце.Святой Василий Блаженный, московский чудотворец, бросался камнями в чудотворные иконы и спорил с грозным царем, обличая в пролитии невинной крови. Царь слушал терпеливо, никому не позволяя тронуть блаженного.
Однажды, когда Иван Грозный пригласил блаженного для беседы в царские палаты, тот трижды вылил поднесенный ему кубок с вином. Государь прогневался, а Василий сказал, что он так тушит новгородский пожар. Вскоре гонцы царя подтвердили слова блаженного: по свидетельству новгородцев, во время пожара всюду видели нагого мужа с водоносом, заливающего пламень огненный, отчего пожар прекратился. Известно и чудесное тушение святым Василием страшного московского пожара в 1547 году.
Василий Блаженный родился во второй половине XV века в подмосковном селе Елохове (там, где сейчас стоит Елоховский собор), в приходе церкви Владимирской иконы Божией Матери (ныне — храм во имя св. вмч. Никиты на Старой Басманной). В юные годы Василий был сапожником. А через некоторое время на Москве появляется странный человек, зимой и летом ходит почти раздетый и делает странные вещи: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи и квас были непригодны. Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Преставился Василий Блаженный 2 августа (ст. ст.) 1552 года. Погребение его возглавил митрополит Московский Макарий. Мощи блаженного первоначально были положены в церкви Святой Троицы (что на Рву). При сыне Ивана Грозного Федоре Иоанновиче летописи пишут о многих свершавшихся чудесах от мощей святого Василия.
В 1560-х годах на месте храма Святой Троицы был выстроен собор Покрова Божией Матери на Рву. Один из приделов воздвигли над могилой святого Василия Блаженного, и с тех пор собор иначе как его именем в народе не называли.
Несмотря на монументальный внешний вид, внутри собор тесен и не очень подходит для службы. Как пишут летописи, богослужений здесь всегда было мало. Однако, когда в 1913 году настоятелем собора был назначен протоиерей Иоанн (Восторгов), новомученик и исповедник, «в соборе, благодаря его служению и постоянной миссионерской проповеди, было такое множество богомольцев и такое религиозное усердие, что собор сей по количеству продаваемых свечей занял... одно из первых мест в епархии». Протоиерея Иоанна расстреляли в 1918 году. В начале 1920-х храм был передан обновленцам, в 1929-м закрыт и отдан музею. Не раз собору грозил снос, но стараниями известного реставратора Петра Барановского, стоившими ему нескольких лет лагерей, собор сохранили.
В ходе реставрационных работ конца 1940-х — начала 1950-х годов в соборе Василия Блаженного была открыта дотоле неизвестная в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без чертежей. Все стены храма были пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль «пространственного чертежа». Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой по вертикали и горизонтали, до начала кирпичной кладки были определены контуры будущего сооружения, размеры и местоположение всех элементов его архитектурных форм и декора.
На Пасху 1992 года в соборе была отслужена первая после долгого перерыва литургия. С этого времени литургия совершается по воскресным дням в приделе св. Василия Блаженного, после у мощей блаженного читается акафист.
Автор: Владимир Романов
По материалам: http://www.nsad.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий