среда, 20 ноября 2013 г.

21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Как часто приходится слышать в православной среде, среде духовенства, порою, весьма высокого ранга, слова, которые убивают своей греховностью, неправославностью. Например, вот такая преступная фраза: «Я горжусь своей Родиной». Или чем-то ещё горжусь. Гордость, бесовская мразь в человеке. Как можно допустить это поганое чувство в своё сердце, как можно вслух говорить такие гадости? А воспринимается это как что-то естественное. Мы, порой, слышим, как и сами говорим такие слова: «Белой завистью, как бы хорошей завистью, завидую этому человеку». Зависть - плод гордости, факт отсутствия любви, неумения любить ближнего своего, вот что такое зависть. Не обязательно говорить об её цвете. Просто болею завистью, вот и всё. Болезнь моей души, явная аномалия, отклонение от нормы.
          И вот почему сегодня в праздничный день пришлось вспомнить такие диковатые слова, которые звучат даже в устах православного христианина. Сегодня на богослужении, при пении стихир, мы слышали, что ангелы сорадуются покаянию человеков. Видя нас, радуются нашему спасению. Вы чувствуете разницу, да? Я горжусь, что я такой то, или я горжусь тем, что у меня такой хороший сын или дочь, мать, брат, сестра, сосед, не важно. Я горжусь этим, то есть проявляю греховную наклонность. И вот как ангелы сорадуются, видя нас, кающихся и спасающихся, они переживают чувство радости, сорадуются нам. Вот как важно нам с вами вникать в слова богослужения для того, чтобы научаться правильному устроению души. Видя благо брата своего, сорадоваться ему. Размышляя о Родине, о высоком Божьем предназначении её, не гордость пускать в сердце, но сорадоваться воле Божьей и подвигу наших предков, которые поставили нашу Родину на такую высоту. Вот та глубина, которую нам с вами сегодня важно осознать и прочувствовать.
         В сегодняшний день мы сорадуемся нашим небесным старшим братьям - ангелам, их неколебимому стоянию в Боге, их твердости в служении Творцу. Может ли в принципе ангел пасть, предать Бога, впасть в грех? Ответ мы знаем из Священного Писания: может. Мы знаем, что многие из ангелов пали в грех, и мы этих падших ангелов называем бесами - бесплотными духами. Бесы, демоны пали так низко, в силу высоты своего естества, что разбились духовно, образно говоря. И теперь не в силах покаяться, пребывают в состоянии непрестанного зла и вот этой самой, присущей только им, гордости и зависти. Это и есть чисто бесовское качество: гордость и зависть. Пребывают бесы в гордости пред Богом и зависти по отношению к людям.
         Но те из ангелов, которые сохранили своей свободной волей верность Господу, согласуя свою свободу с волей Бога, никогда теперь не падут. Они сильны, выше греха, выше того, чтоб грех преобладал над ними. И мы, видя это стояние ангелов, сорадуемся им. И, сорадуясь, делаем вывод для себя: если бы Адам препобедил первый грех, второго уже не было бы, не было бы последствия греха. А если мы, когда бывает искушение вражие, препобедим, силою Божьей, надеждой на Господа, молитвой к Нему, грех, то искушение в следующий раз будет уже слабее. Потом его легко подавить. А если же я грешу сегодня, завтра, потом у меня вырабатывается навык, привычка грешить, воля уже зависит от греха. Как тяжело уходить от греха, ломать себя!
          Ангелы нам сегодня своим стоянием несут радость о них и пример того, как нам должно действовать. Как важно стоять в добре. Неколеблемо утверждая себя и, тем самым, обретать силу над грехом. Вот Архангел Михаил и ангелы Божии. Испытывают ли они ненависть и злобу к бесам? Они, предстоя у Источника вселенской любви, у Бога, могут ли ненавидеть и злиться, могут ли мстить и злобствовать на кого-либо? Исключено, в самом корне исключено. Нет у них ненависти ни к кому, тем более к падшему грешнику, к падшему ангелу.
          Из житий святых мы знаем, как многие угодники Божии - святые Христовы, достигая высот совершенства благодати Святого Духа, с любовью молились за всех без исключения: живых и усопших. Молились о праведных и о грешных, объемля всех равной любовью. Некоторые из них дерзали даже просить Господа о милости над падшими духами: «Господи, они - Твои творения, Ты с любовью сотворил их, Господи прости и спаси их тоже, Ты ведаешь судьбами всех». И вот, эти люди на земле могут подняться на такую высоту любви, которая подобна ангельской. Они не только не злорадствуют погибели своих братьев - ангелов, но любовью объемлют всё и вся. Хотя, не следуют их злу.
          Очень важно поучиться от ангелов истинной любви, которая никогда никого не может ненавидеть. Исключить из образа мыслей и своего языка слова зависть, гордость, но лишь только сорадоваться любовью, или лишь соскорбеть с любовью. Вот, я вижу благо брата моего - он спасается. Какое чувство должно быть во мне, как в христианине? Ангелы показывают сегодня - сорадование. А когда я вижу брата моего в какой-то нужде, или горе, или грехе большом, что должно сделать, чему меня учит Ангел мой хранитель и все ангелы в сегодняшний праздник? Учат соскорбеть погибели ближнего моего и сделать то, что могу, что в моих силах, чтобы помочь ему подняться, встать, исправиться, поддержать его. Вот пример истинной ангельской жизни. Вот тогда можно сказать, что мы почитаем ангелов, не только раз в году, их день празднично соблюдая, а подражая им образом жизни своей, в течение всей своей жизни, это очень важно.
          В сегодняшний день, мои дорогие, старших наших братьев именины - ангелов. Мы сорадуемся им, мы знаем, что они видят сейчас нас в храме, их величающих. Мы сейчас молимся им, они молятся за нас Господу. Мы - одна большая духовная семья - дети одного Небесного Отца. От всей души желаю, чтоб мы учились у них чистоте жизни, настоящей любви, настоящему духовному сорадованию, или сочувствию скорби ближних наших, что есть тоже проявление любви. Помоги, милостивый Господи, всем нам такому ангельскому устроению себя утверждать! С праздником!

Проповедь настоятеля Свято-Авраамиевского храма протоиерея Владимира Головина

Комментариев нет:

Отправить комментарий