вторник, 3 декабря 2013 г.

Живой храм живого Бога

         
Проповедь настоятеля Свято-Авраамиевского храма протоиерея Владимира Головина:
          "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В сегодняшний день мы торжествуем празд­ник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Основание этого празд­ника мы не видим в Священном Писании, его нам сохранило Свя­щенное Предание.
          Когда Деве Марии исполнилось три года, родители, вымолившие себе дочь в старости при своем бесплодии, по обету привели Ее в храм Божий; при этом Ее со­провождали родствен­ницы, девочки, девушки со свечами, и в храме Ее принимал священник. Большего повествова­ния нет. Но чем больше проходило времени, тем глубже осознавалось, что за событие это было, и в чем его глубинней­ший смысл. И сегодня все богослужебные мо­литвенные слова об этой глубине, об этом смысле говорят. В послании апо­стола Павла описывает­ся устроение Иеруса­лимского рукотворного, восстановленного после разрушения Соломонова храма. Там было поме­щение, которое назы­валось «Святая», в нем находился семисвечник, стол для положения хле­бов, жертвенник ка­дильный - сюда входил священник, совершая службу. Дальше нахо­дилось помещение под завесой, называемое «Святая святых», там на­ходился Ковчег Завета, где хранились скрижали, расцветший жезл Ааро- на и стамна - сосуд золотой с манной, кото­рая еще в пустыни при Моисее была дана наро­ду Божию. Туда никто не входил никогда, только раз в год первосвящен­ник с кровью жертвы. О чем это говорит нам? И апостольское чтение, и другие богослужебные тексты сегодняшнего праздника говорят: в храм Бога рукотворный входит Та, Которая бу­дет нерукотворным хра­мом, живой церковью Бога, когда Он войдет в мир. И вот эти символы храма земного являлись прообразами грядущего нашего спасения, ко­торое совершалось и через Божию Матерь. И этот храм был свое- образным прообразом Божией Матери. Дева Мария, несмотря на Свою как бы обычность в силу образа жизни и святости Своей, стала нерукотворным храмом, в который вселился Бог, через который Он про­шел в этот мир. Она является живым храмом живого Бога. Поэтому сегодняшнее богослу­жение напоено этими словами: в рукотворный храм вводится неру­котворный храм живой Девы Марии, предсто­ит перед Ковчегом Та, Которая является Ков­чегом, носителем Бога. Стамна - сосуд золотой с манной - вот Она и есть этот сосуд с манной небесной, с хлебом жиз­ни, Христом. Вот завеса храмовая, за которой скрывался Ковчег за­вета, и в нем скрижали, на которых слово Бога - Она и есть Та завеса видимая, через Которую воплотилось слово Отца. Эта глубина всё больше осознавалась, и поэтому в сегодняшнем богослу­жении так много поэти­ческого переноса этих ветхозаветных образов на то исполнение ново­заветное, что мы пере­живаем, и для нас это важно, и мы эти слова произнося, ими молясь, воздаем хвалу Матери Божьей.
          Из всего этого можно сделать целый ряд вы­водов. Например, если мы имеем какой-то ду­ховный опыт, сопри­касаемся с какими-то православными духов­ными реалиями и при этом что-то не замечаем, не понимаем, чего-то нас смущает, вспомним о сегодняшнем событии: чтобы Церкви соборно осознать, что произошло при введении Божьей Матери во храм, понадо­бились века напряжен­ного духовного опыта всех христиан. Если я что-то не понимаю - не удивляться этому надо, не смущаться, а гово­рить: «Это естественно. Непостижимое как вме­стит мой маленький ум? Это не умом постигнуть надо, но благоговеть в чувстве и воспринимать опытом духовной жизни и не только своей, но и опытом своих собратий и своих сестер во Христе». Еще вывод: как важно быть внимательным к тому, что совершается в храме, в церкви. Мы привыкаем порой к хра­му, привыкаем к тому, что совершается в храме, не надо бы нам привы­кать, надо видеть за этим глубину, осознавать эту глубину надо.
          Иоаким и Анна были бесплодны до старости и, молясь Господу, ро­дили дочь в преклон­ном возрасте, разве тут нельзя вывода никакого сделать? Как порою мы просим Господа о чем- то и видим рядом своих братий и сестер, вот и он молился, и ему Бог дал, а мне нет. У меня сердце болит об этой проблеме, которая у меня есть, я кричу Господу криком, молясь перед иконами, а Он как будто не слышит меня, неужели не видит, как мое сердце крова­вит вживую, я ведь Ему кричу, а не кому-то дру­гому? Иоаким и Анна взывали к Богу не 10, не 20, не 30 лет, а больше, и Господь благословил их в старости, дав дитя, разве это для нас не вы­вод? Наше дело Господа просить о милости и набираться терпения. Даст Господь просимое, но тогда, когда это бу­дет полезно нам, когда мы будем готовы, или нашим близким, ког­да это будет полезно. Видите, как Иоаким и Анна пережили рожде­ние дочки? Они поняли, что это Божий дар. Ча­сто мы не ценим это, по молодости рождая детей. А они Божий дар поняли и воспитывали дочь так, что Она смогла быть Ма­терью Бога. Мы порой думаем, с какого воз­раста наших детей надо учить жить по-Божьему, когда они могут принять Бога? Церковь соверша­ет ряд праздников по­разительных. Например, Благовещенье - это ведь не день рожде­ния Иисуса Христа, а день Его зачатия. Вот с какого момента на­чинается воспитание! Не когда родишь, а еще только зачато дите, уже должно начаться вос­питание. И этот вывод тоже спасительно нам сделать. Поэтому будем и молитвенниками в дни Божьи, и всегдашними учениками в храме, ко­торый является и учи­лищем благочестия. Бу­дем носить и благодать, и радость праздника в своем сердце, и те уро­ки, которые праздники Божьи нам несут, через которые Господь учит нас тому, что ведет к нашему же благу, благу наших близких.
          От всей души рад поздравить всех с празд­ником и молитвенно пожелать, чтобы все мы, имея вхождение в храм Божий земной, были наследниками введе­ния, вхождения в вечное Царство Христово и стали сонаследниками вместе с Божьей Мате­рью и со всеми святыми той радости, о которой пишет апостол Павел: «Око то не видело, ухо не слышало, на ум чело­веку не приходило, что приготовил Господь для любящих Его». Дай Бог, чтоб всем нам с вами быть причастниками этой радости ради мо­литв Божьей Матери. Аминь".