"Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В сегодняшний день мы торжествуем праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Основание этого праздника мы не видим в Священном Писании, его нам сохранило Священное Предание.
Когда Деве Марии исполнилось три года, родители, вымолившие себе дочь в старости при своем бесплодии, по обету привели Ее в храм Божий; при этом Ее сопровождали родственницы, девочки, девушки со свечами, и в храме Ее принимал священник. Большего повествования нет. Но чем больше проходило времени, тем глубже осознавалось, что за событие это было, и в чем его глубиннейший смысл. И сегодня все богослужебные молитвенные слова об этой глубине, об этом смысле говорят. В послании апостола Павла описывается устроение Иерусалимского рукотворного, восстановленного после разрушения Соломонова храма. Там было помещение, которое называлось «Святая», в нем находился семисвечник, стол для положения хлебов, жертвенник кадильный - сюда входил священник, совершая службу. Дальше находилось помещение под завесой, называемое «Святая святых», там находился Ковчег Завета, где хранились скрижали, расцветший жезл Ааро- на и стамна - сосуд золотой с манной, которая еще в пустыни при Моисее была дана народу Божию. Туда никто не входил никогда, только раз в год первосвященник с кровью жертвы. О чем это говорит нам? И апостольское чтение, и другие богослужебные тексты сегодняшнего праздника говорят: в храм Бога рукотворный входит Та, Которая будет нерукотворным храмом, живой церковью Бога, когда Он войдет в мир. И вот эти символы храма земного являлись прообразами грядущего нашего спасения, которое совершалось и через Божию Матерь. И этот храм был свое- образным прообразом Божией Матери. Дева Мария, несмотря на Свою как бы обычность в силу образа жизни и святости Своей, стала нерукотворным храмом, в который вселился Бог, через который Он прошел в этот мир. Она является живым храмом живого Бога. Поэтому сегодняшнее богослужение напоено этими словами: в рукотворный храм вводится нерукотворный храм живой Девы Марии, предстоит перед Ковчегом Та, Которая является Ковчегом, носителем Бога. Стамна - сосуд золотой с манной - вот Она и есть этот сосуд с манной небесной, с хлебом жизни, Христом. Вот завеса храмовая, за которой скрывался Ковчег завета, и в нем скрижали, на которых слово Бога - Она и есть Та завеса видимая, через Которую воплотилось слово Отца. Эта глубина всё больше осознавалась, и поэтому в сегодняшнем богослужении так много поэтического переноса этих ветхозаветных образов на то исполнение новозаветное, что мы переживаем, и для нас это важно, и мы эти слова произнося, ими молясь, воздаем хвалу Матери Божьей.
Из всего этого можно сделать целый ряд выводов. Например, если мы имеем какой-то духовный опыт, соприкасаемся с какими-то православными духовными реалиями и при этом что-то не замечаем, не понимаем, чего-то нас смущает, вспомним о сегодняшнем событии: чтобы Церкви соборно осознать, что произошло при введении Божьей Матери во храм, понадобились века напряженного духовного опыта всех христиан. Если я что-то не понимаю - не удивляться этому надо, не смущаться, а говорить: «Это естественно. Непостижимое как вместит мой маленький ум? Это не умом постигнуть надо, но благоговеть в чувстве и воспринимать опытом духовной жизни и не только своей, но и опытом своих собратий и своих сестер во Христе». Еще вывод: как важно быть внимательным к тому, что совершается в храме, в церкви. Мы привыкаем порой к храму, привыкаем к тому, что совершается в храме, не надо бы нам привыкать, надо видеть за этим глубину, осознавать эту глубину надо.
Иоаким и Анна были бесплодны до старости и, молясь Господу, родили дочь в преклонном возрасте, разве тут нельзя вывода никакого сделать? Как порою мы просим Господа о чем- то и видим рядом своих братий и сестер, вот и он молился, и ему Бог дал, а мне нет. У меня сердце болит об этой проблеме, которая у меня есть, я кричу Господу криком, молясь перед иконами, а Он как будто не слышит меня, неужели не видит, как мое сердце кровавит вживую, я ведь Ему кричу, а не кому-то другому? Иоаким и Анна взывали к Богу не 10, не 20, не 30 лет, а больше, и Господь благословил их в старости, дав дитя, разве это для нас не вывод? Наше дело Господа просить о милости и набираться терпения. Даст Господь просимое, но тогда, когда это будет полезно нам, когда мы будем готовы, или нашим близким, когда это будет полезно. Видите, как Иоаким и Анна пережили рождение дочки? Они поняли, что это Божий дар. Часто мы не ценим это, по молодости рождая детей. А они Божий дар поняли и воспитывали дочь так, что Она смогла быть Матерью Бога. Мы порой думаем, с какого возраста наших детей надо учить жить по-Божьему, когда они могут принять Бога? Церковь совершает ряд праздников поразительных. Например, Благовещенье - это ведь не день рождения Иисуса Христа, а день Его зачатия. Вот с какого момента начинается воспитание! Не когда родишь, а еще только зачато дите, уже должно начаться воспитание. И этот вывод тоже спасительно нам сделать. Поэтому будем и молитвенниками в дни Божьи, и всегдашними учениками в храме, который является и училищем благочестия. Будем носить и благодать, и радость праздника в своем сердце, и те уроки, которые праздники Божьи нам несут, через которые Господь учит нас тому, что ведет к нашему же благу, благу наших близких.
От всей души рад поздравить всех с праздником и молитвенно пожелать, чтобы все мы, имея вхождение в храм Божий земной, были наследниками введения, вхождения в вечное Царство Христово и стали сонаследниками вместе с Божьей Матерью и со всеми святыми той радости, о которой пишет апостол Павел: «Око то не видело, ухо не слышало, на ум человеку не приходило, что приготовил Господь для любящих Его». Дай Бог, чтоб всем нам с вами быть причастниками этой радости ради молитв Божьей Матери. Аминь".
Из всего этого можно сделать целый ряд выводов. Например, если мы имеем какой-то духовный опыт, соприкасаемся с какими-то православными духовными реалиями и при этом что-то не замечаем, не понимаем, чего-то нас смущает, вспомним о сегодняшнем событии: чтобы Церкви соборно осознать, что произошло при введении Божьей Матери во храм, понадобились века напряженного духовного опыта всех христиан. Если я что-то не понимаю - не удивляться этому надо, не смущаться, а говорить: «Это естественно. Непостижимое как вместит мой маленький ум? Это не умом постигнуть надо, но благоговеть в чувстве и воспринимать опытом духовной жизни и не только своей, но и опытом своих собратий и своих сестер во Христе». Еще вывод: как важно быть внимательным к тому, что совершается в храме, в церкви. Мы привыкаем порой к храму, привыкаем к тому, что совершается в храме, не надо бы нам привыкать, надо видеть за этим глубину, осознавать эту глубину надо.
Иоаким и Анна были бесплодны до старости и, молясь Господу, родили дочь в преклонном возрасте, разве тут нельзя вывода никакого сделать? Как порою мы просим Господа о чем- то и видим рядом своих братий и сестер, вот и он молился, и ему Бог дал, а мне нет. У меня сердце болит об этой проблеме, которая у меня есть, я кричу Господу криком, молясь перед иконами, а Он как будто не слышит меня, неужели не видит, как мое сердце кровавит вживую, я ведь Ему кричу, а не кому-то другому? Иоаким и Анна взывали к Богу не 10, не 20, не 30 лет, а больше, и Господь благословил их в старости, дав дитя, разве это для нас не вывод? Наше дело Господа просить о милости и набираться терпения. Даст Господь просимое, но тогда, когда это будет полезно нам, когда мы будем готовы, или нашим близким, когда это будет полезно. Видите, как Иоаким и Анна пережили рождение дочки? Они поняли, что это Божий дар. Часто мы не ценим это, по молодости рождая детей. А они Божий дар поняли и воспитывали дочь так, что Она смогла быть Матерью Бога. Мы порой думаем, с какого возраста наших детей надо учить жить по-Божьему, когда они могут принять Бога? Церковь совершает ряд праздников поразительных. Например, Благовещенье - это ведь не день рождения Иисуса Христа, а день Его зачатия. Вот с какого момента начинается воспитание! Не когда родишь, а еще только зачато дите, уже должно начаться воспитание. И этот вывод тоже спасительно нам сделать. Поэтому будем и молитвенниками в дни Божьи, и всегдашними учениками в храме, который является и училищем благочестия. Будем носить и благодать, и радость праздника в своем сердце, и те уроки, которые праздники Божьи нам несут, через которые Господь учит нас тому, что ведет к нашему же благу, благу наших близких.
От всей души рад поздравить всех с праздником и молитвенно пожелать, чтобы все мы, имея вхождение в храм Божий земной, были наследниками введения, вхождения в вечное Царство Христово и стали сонаследниками вместе с Божьей Матерью и со всеми святыми той радости, о которой пишет апостол Павел: «Око то не видело, ухо не слышало, на ум человеку не приходило, что приготовил Господь для любящих Его». Дай Бог, чтоб всем нам с вами быть причастниками этой радости ради молитв Божьей Матери. Аминь".
Комментариев нет:
Отправить комментарий