пятница, 21 февраля 2014 г.

Почему выбрана именно эта суббота?

          Вселенская родительская (мясопустная) суббота - один из основных поминальных дней православного календаря.
          Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, за­вершилось творение мира, и она стала "днем покоя", – поэтому мы называем этот – последний день недели (под­чёркиваю – последний!) несколько измененным ев­рейским словом шаб­бат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоз­дание этого "обвеет­ша­в­шего" – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный".

          Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня все­общего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерков­ные ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
          Почему выбрана именно эта суббота? Перед Неделей о Страш­ном суде (иначе – Неделей мясопустной) Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с на­ми стали одесную (по правую сторону) от Су­дии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит триодное на­зида­те­ль­ное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходи­мых горах, на утесах, в пропа­стях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша (не получили)».
          Богослужебные тексты подробно раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». «Особенно выразительна четвертая хвалитная стихира в суб­боту мясопустную. Она начинается пасхальным воскли­цанием "Хри­стос воскресе! " Как знаменательно это радостное воскли­ца­ние задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это – как обоснование самой молитвы нашей об усопших. И вместе – это радо­стное благовестие поминаемым, с которым Святая Церковь спешит (такова её любовь!) обратиться к усопшим раньше, чем к живым: "Христос воскре­се… Дерзайте вси мертвии". <…> Ввиду предстоящего воспоминания Стра­шного Суда, Церковь хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых. "Христос воскресе… дерзайте! "» (Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по уставу Право­славной Церкви. СПб., 1999, с. 38.)

Автор: Юрий Рубан