четверг, 27 марта 2014 г.

Как происходит формирование отношения к предмету ОРКСЭ сегодня?

         За внедрение религиозного воспитания в общеобразовательной школе выступают 22% опрошенных россиян, свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», представленные сегодня. 31% опрошенных не против религиозного воспитания своих детей, но считает, что курс основ религиозной культуры следует преподавать в воскресных школах. 43% респондентов уверены, что школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование.
          О чем свидетельствуют данные результаты и как происходит формирование отношения к предмету ОРКСЭ сегодня, комментирует ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев):

          Очевиден недостаток у родителей информации о курсах основ религиозных культур в школе. Буквально на днях я общался со священником одного столичного храма, у которого дети учатся в московской школе. Никто в школе у него или у его супруги не спрашивал мнения о курсе ОРКСЭ, и в итоге их ребенок будет изучать то, что выбрало руководство учебного заведения.
          Обсуждая тему преподавания Основ православной культуры в школе, неправильно все сводить к религиозному воспитанию детей. Курс является образовательным и в не меньшей степени светским, чем история или литература. В опросе «Левада-центра» отношение респондентов к преподаванию ОПК в школе нарочито следует за вопросом о целесообразности религиозного воспитания в школе. Едва ли в такой постановке этот опрос можно считать объективным.
          И все же это дает некий повод снова поговорить о причинах того, почему в Москве мы видим низкие показатели в выборе родителями ОПК.
          По-моему, до сих пор еще очевиден недостаток информации о содержании курса. Сколько угодно можно говорить о том, что сам курс ОРКСЭ и его описание есть в интернете, что учебники есть в школьных библиотеках, что любой ребенок и родитель имеют возможность войти в тему и сделать осознанный выбор в пользу любого из модулей. Но справедливо и то, что без хорошей, качественной просветительской работы со стороны школы семья учащегося не сможет сделать осознанный и правильный выбор. Конечно, огромная ответственность в информировании родителей о задачах и содержании курса лежит и на духовенстве.
          Мой опыт общения показывает, что в значительном количестве случаев родители школьников не имеют представления об Основах православной культуры. К сожалению, иногда даже можно говорить о злоупотреблениях со стороны школьного начальства. Буквально на днях я общался со священником одного столичного храма, у которого дети учатся в московской школе. Никто в школе у него или у его супруги не спрашивал мнения о курсе ОРКСЭ, и в итоге их ребенок будет изучать то, что выбрало руководство учебного заведения.
          Первое и второе объясняет низкие показатели в выборе ОПК в Москве.
          Если же вернуться к оценке опроса «Левада-центра», то ради объективности специалистам центра следовало бы более корректно подходить и к принципу выбора респондентов. Кто действительно имеет возможность оценивать необходимость и эффективность ОРКСЭ в школе? В подобных исследованиях имеет смысл опрашивать только тех родителей, дети которых обучались, обучаются данному предмету, или тех, перед кем стоит выбор. Тогда можно надеяться, что респондент, по крайней мере, не впервые услышит название курса, будет обеспечена некая глубина исследования. Если же продолжать опрашивать случайных для конкретной проблематики людей, то результаты таких опросов едва ли можно будет обсуждать серьезно.