воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Апология сомнения

          Первое воскресение по Пасхе традиционно посвящено воспоминанию уверения апостола Фомы. Как мы видим, сам календарь даёт нам повод для разговора о важном моменте духовной жизни человека, который обычно называют религиозным сомнением. Момент этот, с одной стороны, является неотъемлемым атрибутом самой веры, а с другой стороны, и тем, что ей напрямую противостоит.         
          Зачастую нездоровый максимализм нашей церковной действительности, сплошь и рядом граничащий с тем, что в Евангелии обличено как фарисейство, вынуждает нас воспринимать сомнение как нечто однозначно негативное, постыдно греховное. Согласно такому взгляду, вера и сомнение — вещи несовместимые, при этом человек сомневающийся – это всегда некий аутсайдер церковной жизни, как бы ещё не вполне христианин. Считается, что православный должен бездоказательно, не задавая лишних вопросов, принять все то, что содержит в себе Предание (или предании) Церкви, смириться перед его авторитетом. Неудивительно, что большинство прихожан наших храмов всевозможным образом стараются вытеснить из своей головы все колебания, связанные с религиозным поиском, пытаются отмахнуться от них рукой. Но таким образом остаётся нерешённым и многое то, в чём на данный момент состоит насущная духовная задача христианина. Такая ситуация несомненно таит в себе опасность, и, в определённом смысле, является для верующего бомбой замедленного действия.
          Итак, религиозное сомнение – это то, что неизбежно возникает в душе каждого верующего при искреннем и осмысленном поиске Бога, но с другой стороны, действительно, причиной возникновения такого рода сомнений является наша духовная ограниченность, или, скажем иначе иначе, — оторванность от Бога. Ещё древние говорили, что подобное познается подобным и, если следовать этому принципу, мы неизбежно приходим к выводу, что удостовериться в невидимом руководствуясь лишь внешним знанием, возможно разве только отчасти, т.к. такой способ познания предназначен для осмысления мира явлений, мира предметной очевидности. «Узреть» Бога можно лишь «духовным оком», и в этом смысле только живой опыт веры доказывает нам непреложную истину Откровения. Неотъемлемым моментом такой веры, как раз таки и является сомнение, оно рождается поиском истины, желанием удостовериться в подлинности нашего личного духовного опыта. Подлинное сомнение возникает из жажды веры подтверждённой. Сомнение — это путь верификации знания, полученного извне, это путь его «оживления» и «вочеловечивания». Вера, дающаяся легко так же легко и исчезает, легковерие зачастую переходит в неверие. Вера, приобретённая такою ценою, не ведёт к истине, так как сути она является не более чем суеверием. И наоборот, мы с полной очевидностью можем утверждать, что вера, прошедшая через горнило сомнений, нисколько не препятствует духовному возрастанию человека, а наоборот, является необходимым его условием. Вера в сомнении рождается, и в самоуверенности гибнет. Отметим так же и то, что именно сомнение воспитывает в душе верующего необходимый навык трезвого отношения к своему духовному опыту. Поэтому вера, не знающая сомнений является непрочной, безответственной и, следовательно, ущербной. Не стоит бояться сомнений, поскольку они — часть нашего крестного пути, и молитвенный труд по их преодолению является неотъемлемым элементом православной аскезы.
          Путь веры – это путь познания глубин внутреннего мира, путь всматривания в себя. Задача каждого верующего состоит в том, чтобы увидеть внутри свой души Образ Создавшего нас, и тем самым открыть в себе духовную реальность Божественного присутствия. Здесь становиться очевидным, что причина сомнений лежит внутри нас, она заключается в неполноте нашего религиозного переживания, в нашем неправильном представлении о Боге, в нашем Его незнании. Следует помнить, что мысли человека послушны его страстям, люди предпочитают верить в то, что соответствует их желаниям, и зачастую, за именем Христианского Бога может скрываться очередной идол, рождённый жаждой земного благополучия. В этом смысле, догматы Церкви и нравственные заповеди Евангелия – суть интуиции, выполняющие функцию камертона, который настраивает нас на нужный лад, и по которому мы имеем возможность сверить свой церковный опыт, чтобы духовно не сфальшивить. Попуская нам усомниться, Господь даёт каждому из нас повод задуматься: по верному ли пути мы идём? И нет ли в нашем восприятии церковной жизни подмены главного второстепенным? В том или ином виде сомнение может присутствовать на протяжении многих лет жизни христианина в Церкви. Ведь вера совершенная — удел святого, дар которым обладают единицы.
          Религиозное сомнение преодолевается не нашим мудрованием о небесных реалиях, а опытным молитвенным познанием, чтобы вместить истину, нужно перерасти себя. Для человека это невозможно, но для Бога нет ничего невозможного. Всем известны слова Павла «Всё испытывайте хорошего держитесь» (1Фес. 5,22), но ещё первоверховный апостол говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, только Духом Святым» (1Кор. 12,3), а это значит, что подлинная вера может родиться в душе человека, не только алчущего и взыскующего, но и просвещаемого Благодатью Духа в Таинстве Церкви. Главное помнить, что задача веры состоит не в слепом следовании букве катехизиса, но в том, чтобы, насколько это возможно, сделать церковное вероучение частью своего личного духовного опыта.
          Уверяя Фому, Христос не ставит ему в укор переживаемое им сомнение, но говорит лишь о том, что апостол поверил, потому что убедился в Воскресении своего учителя воочию, но большее блаженство обещано тому, кто найдёт Воскресшего в своём сердце, путём честного поиска правды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий