понедельник, 29 декабря 2014 г.

17/30 декабря - память пророка Даниила и мучеников Анания, Азария и Мисаила.

         За не­де­лю до празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ству­ет па­мять вет­хо­за­вет­но­го про­ро­ка Да­ни­и­ла и трех его дру­зей и по­мощ­ни­ков (от­ро­ков). Это свя­за­но с яр­ко мес­си­ан­ской на­прав­лен­но­стью Кни­ги про­ро­ка Да­ни­и­ла, ге­ро­я­ми ко­то­рой они яв­ля­ют­ся. Вспом­ним ис­то­ри­че­ский кон­текст со­бы­тий.
         Из Биб­лей­ской ис­то­рии мы зна­ем, что в тра­ги­че­ском 587 го­ду до н. э. пре­кра­ти­ло свое су­ще­ство­ва­ние Иудей­ское цар­ство, быв­шее вас­са­лом Ва­ви­ло­нии, но, на свою по­ги­бель, втя­ну­тое Егип­том в ан­ти­ва­ви­лон­скую ко­а­ли­цию. (О не­ми­ну­е­мой ка­та­стро­фе пре­ду­пре­ждал по­след­них не­даль­но­вид­ных иудей­ских ца­рей про­рок Иере­мия, за что был бро­шен в тем­ни­цу и ед­ва не по­гиб.) Вто­рой царь но­во­ва­ви­лон­ской (хал­дей­ской) ди­на­стии На­ву­хо­до­но­сор II (605–562 до н. э.), ко­то­ро­го устра­шен­ные на­ро­ды Пе­ред­не­го Во­сто­ка на­зы­ва­ли «Би­чом Бо­жи­им», за­хва­тил мя­теж­ный Иеру­са­лим, сжег Храм Со­ло­мо­на, вы­вез в ка­че­стве тро­фе­ев свя­щен­ные хра­мо­вые со­су­ды и бо­го­слу­жеб­ные при­над­леж­но­сти и де­пор­ти­ро­вал в Ме­со­по­та­мию по­чти весь ев­рей­ский на­род. По иудей­ско­му пре­да­нию, сре­ди плен­ни­ков на­хо­ди­лись и знат­ные юно­ши Да­ни­ил, Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил.

         На­ву­хо­до­но­сор II, охот­но ис­поль­зо­вав­ший та­лан­ты по­ко­рен­ных на­ро­дов, при­бли­зил их ко дво­ру, рас­по­ря­дил­ся вос­пи­тать в рос­ко­ши и обу­чить «хал­дей­ской пре­муд­ро­сти». Но при этом они хра­ни­ли за­по­ве­ди сво­ей ве­ры: от­ка­зы­ва­лись от из­ли­шеств и ве­ли стро­гий об­раз жиз­ни. За бла­го­че­стие Гос­подь да­ро­вал им осо­бую муд­рость, а свя­то­му Да­ни­и­лу — для вра­зум­ле­ния языч­ни­ков — дар про­зор­ли­во­сти и ис­тол­ко­ва­ния снов. Он пре­взо­шел в аст­ро­ло­ги­че­ской пре­муд­ро­сти всех при­двор­ных звез­до­че­тов и ма­гов (волх­вов) и стал осо­бо при­бли­жен­ным к ца­рю.
          Од­на­жды На­ву­хо­до­но­сор уви­дел стран­ный сон, по­ра­зив­ший его, но, проснув­шись, — тот­час же за­был ви­ден­ное. При­двор­ные муд­ре­цы и га­да­те­ли ока­за­лись бес­силь­ны ему по­мочь. То­гда про­рок Да­ни­ил про­сла­вил пе­ред все­ми си­лу ис­тин­но­го Бо­га, от­крыв­ше­го ему не толь­ко со­дер­жа­ние сна, но и его про­ро­че­ское зна­че­ние. Он воз­ве­стил о сме­ня­ю­щих друг дру­га ми­ро­вых им­пе­ри­ях, сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жен­ных в ви­де фан­та­сти­че­ских зве­рей, по­жи­ра­ю­щих друг дру­га, и ве­ли­чии по­след­не­го веч­но­го Мес­си­ан­ско­го Цар­ства, воз­глав­ля­е­мо­го Сы­ном Че­ло­ве­че­ским.
          Это имя ста­нет ос­нов­ным са­мо­обо­зна­че­ни­ем Иису­са Хри­ста.
          «Ви­дел я, на­ко­нец, что по­став­ле­ны бы­ли пре­сто­лы, и вос­сел Вет­хий дня­ми; оде­я­ние на Нем бы­ло бе­ло, как снег, и во­ло­сы гла­вы Его — как чи­стая вол­на; пре­стол Его — как пла­мя ог­ня. Ог­нен­ная ре­ка вы­хо­ди­ла и про­хо­ди­ла пред Ним; ты­ся­чи ты­сяч слу­жи­ли Ему и тьмы тем пред­сто­я­ли пред Ним. Судьи се­ли, и рас­кры­лись кни­ги. Ви­дел я в ноч­ных ви­де­ни­ях, вот, с об­ла­ка­ми не­бес­ны­ми шел как бы Сын че­ло­ве­че­ский, до­шел до Вет­хо­го дня­ми и под­ве­ден был к Не­му. И Ему да­на власть, сла­ва и цар­ство, что­бы все на­ро­ды, пле­ме­на и язы­ки слу­жи­ли Ему; вла­ды­че­ство Его — вла­ды­че­ство веч­ное, ко­то­рое не прейдет, и цар­ство Его не раз­ру­шит­ся» (Дан.7:9-10, 13-14).
          По­сле ис­тол­ко­ва­ния это­го сна Да­ни­ил буд­то бы был воз­ве­ден ца­рем в сан гу­бер­на­то­ра Ва­ви­ло­на.
          Вско­ре царь На­ву­хо­до­но­сор по­ве­лел воз­двиг­нуть своё изоб­ра­же­ние — огром­ную ста­тую, ко­то­рой над­ле­жа­ло воз­да­вать бо­же­ские по­че­сти. За от­каз сде­лать это дру­зья Да­ни­и­ла — Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил — бы­ли вверг­ну­ты в страш­ную пы­ла­ю­щую печь. При этом пла­мя под­ни­ма­лось над пе­чью на 49 лок­тей, опа­ляя сто­я­щих ря­дом хал­де­ев, а свя­тые от­ро­ки хо­ди­ли по­сре­ди пла­ме­ни, воз­но­ся мо­лит­ву Гос­по­ду и вос­пе­вая Его (см. Дан.3:26-90; эта «Песнь трех от­ро­ков» во­шла в пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние). Яви­в­ший­ся ан­гел Гос­по­день охла­дил пла­мя, и от­ро­ки оста­лись не­вре­ди­мы. Уви­дев это, по­ра­жен­ный царь по­ве­лел им вый­ти, а сам об­ра­тил­ся к Бо­гу ис­тин­но­му.
         При ца­ре Вал­та­са­ре свя­той Да­ни­ил ис­тол­ко­вал та­ин­ствен­ную над­пись («Ме­не, Та­кел, Фа­рес»), по­явив­шу­ю­ся на сте­не двор­ца во вре­мя ко­щун­ствен­но­го и бес­печ­но­го пи­ра, ко­гда в ка­че­стве куб­ков для ви­на ис­поль­зо­ва­ли зо­ло­тые со­су­ды из Хра­ма Со­ло­мо­на. Над­пись пред­ве­ща­ла ско­рое па­де­ние воз­гор­див­ше­го­ся и пре­вы­сив­ше­го свои пол­но­мо­чия (дан­ные ему ис­тин­ным Бо­гом!) Ва­ви­лон­ско­го цар­ства. (От­сю­да по­ня­тие «пир во вре­мя чу­мы».)
          При пер­сид­ском ца­ре Да­рии (522–486 до н. э.) Да­ни­ил, по на­ве­там сво­их вра­гов, был бро­шен в ров с го­лод­ны­ми льва­ми, но они не тро­ну­ли его. Со­жа­лев­ший о ско­ро­па­ли­тель­ном при­го­во­ре Да­рий так это­му об­ра­до­вал­ся, что да­же по­ве­лел во всем сво­ем цар­стве по­кло­нять­ся Бо­гу Да­ни­и­ло­ву, «по­то­му что Он — Бог Жи­вой и Прис­но­су­щий, и цар­ство Его не­со­кру­ши­мо, и вла­ды­че­ство Его бес­ко­неч­но» (Дан.6:26).
          По пре­да­нию, Да­ни­ил до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в Пер­сии, где до сих пор по­ка­зы­ва­ют его мо­ги­лу в Сузах. Со­глас­но од­но­му позд­не­му — уже хри­сти­ан­ско­му — сви­де­тель­ству (св. Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, V в. н. э.), его дру­зья Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил бы­ли обез­глав­ле­ны по по­ве­ле­нию пер­сид­ско­го ца­ря Кам­би­за.
          Име­нем про­ро­ка Да­ни­и­ла над­пи­сы­ва­ет­ся кни­га Вет­хо­го За­ве­та, на­хо­дя­ща­я­ся в хри­сти­ан­ской Биб­лии в раз­де­ле про­ро­че­ских книг (в ев­рей­ской Биб­лии — в тре­тьем раз­де­ле, «Ке­ту­бим», или «Агио­гра­фы», сре­ди на­зи­да­тель­ных пи­са­ний). Эта очень ин­те­рес­ная и позд­няя по про­ис­хож­де­нию кни­га (ок. 164 г. до н. э.) при­над­ле­жит не к про­ро­че­ским пи­са­ни­ям, а к по­пу­ляр­но­му в «меж­за­вет­ные вре­ме­на» жан­ру апо­ка­лип­си­сов («от­кро­ве­ний»). Ей под­ра­жа­ют апо­кри­фи­че­ские апо­ка­лип­си­сы Ва­ру­ха, Езд­ры, Ено­ха и дру­гие, а так­же зна­ме­ни­тый па­мят­ник хри­сти­ан­ской апо­ка­лип­ти­ки, един­ствен­ный из книг это­го жан­ра, во­шед­ший в ка­нон Но­во­го За­ве­та по­сле дол­гих ко­ле­ба­ний, — От­кро­ве­ние Иоан­на Бо­го­сло­ва. (В от­ли­чие от всех дру­гих книг Но­во­го За­ве­та она не име­ет в Пра­во­слав­ной Церк­ви бо­го­слу­жеб­но­го упо­треб­ле­ния).
          Ис­то­рия с ог­нен­ной пе­чью, в ко­то­рую бы­ли ввер­же­ны дру­зья Да­ни­и­ла, — или так на­зы­ва­е­мое «пещ­ное дей­ство» — в те­че­ние не­сколь­ких ве­ков разыг­ры­ва­лась все­на­род­но в Москве за не­де­лю до празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва. Это бы­ло од­но из пер­вых те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний в на­шей стра­не.

Автор: Юрий Ру­бан


Комментариев нет:

Отправить комментарий