Создатель славянской Библии
Святитель Геннадий (ум. 1505 г.), архиепископ Новгородского, был церковным и политическим деятелем, создателем полного библейского кодекса, автором многих посланий.О начальном периоде жизни Геннадия известно мало. Сохранившееся в одном летописном известии его родовое прозвище, Гонозов, даёт право говорить о принадлежности его к старинному боярскому роду.
Источники не говорят о времени и месте его рождения. Сохранились лишь сведения о пострижении Геннадия в Валаамском монастыре и о его ученичестве у преподобного Савватия (вероятно, ок. 1430 г.). В 70-х – начале 80-х годов XV столетия он был архимандритом московского Чудова монастыря, причем в спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал великого князя.
Назначенный в 1484 году архиепископом Новгородским, Геннадий должен был проводить великокняжескую политику в недавно присоединенном к Москве Новгороде. Вскоре, однако, между ним и великим князем обнаружились серьезные разногласия из-за крупных земельных владений архиепископской кафедры. Их отношения стали ухудшаться и, смещенный в 1504 году по воле Ивана III с архиепископской кафедры, Геннадий вернулся в Чудов монастырь, где вскоре умер в опале.
Одним из важнейших направлений деятельности Геннадия в качестве архиепископа была забота о создании условий хотя бы для минимального общего образования русского духовенства. В своём замечательном послании к московскому митрополиту Симону Геннадий, смущенный крайней интеллектуальной "простотой" своих сподвижников и образованностью вольнодумцев ("еретиков"), выступает за создание духовных училищ. Он "плачет" от неграмотности попов, от их нежелания учиться.
Забота о просвещении теоретически и ближайшим образом практически связывалась с его борьбой против московско-новгородской ереси (так называемых "жидовствующих"), в которой соратником Геннадия являлся влиятельный Иосиф Волоцкий. Полемика велась силами "литературного кружка", созданного при новгородском архиепископском дворе. Большинство созданных там посланий 80-х – 90-х гг. XV века имеют целью убедить Московского митрополита и других иерархов решительно и беспощадно расправиться с еретиками, не устраивая с ними "прений о вере". Публичные богословские дебаты, по мнению Геннадия, могут привести к обратным результатам, так как "люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить". С этой целью в Москву были отосланы "Речи посла цесарева", где он хвалит испанскую инквизицию и "шпанского" короля, решительные действия которого по отношению к еретикам должны послужить примером русским властям. Одновременно, чтобы лучше теоретически вооружить адресатов своих посланий, Геннадий направлял им церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой в своих целях умело пользовались еретики.
При дворе архиепископа было написано также "Слово кратко" в защиту церковных имуществ, наиболее яркий памятник публицистики "воинствующих церковников", введение к Пасхалии, рассуждение "О летах седмыя тысячи" (в связи с истечением в 1492 г. седьмой тысячи лет от "сотворения мира" и ожидавшимся суеверными людьми "концом мира" и "вторым пришествием" Иисуса Христа), а также выполнен ряд переводов. С именем Геннадия связывается также "Повесть о белом клобуке", созданная, по-видимому, уже в следующем столетии.
Однако главным итогом научно-филологической деятельности возглавляемого им кружка стало создание названной его именем "Геннадиевской Библии 1499 года" – первого в России и во всём славянском мире полного библейского кодекса.
Автор: Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия
Комментариев нет:
Отправить комментарий