В один день со святой Варварой мы воспоминаем и святителя Геннадия (ум. 1505 г.), архиепископа Новгородского, церковного и политического деятеля, создателя полного библейского кодекса, автора многих посланий.
О начальном периоде жизни Геннадия известно мало. Сохранившееся в одном летописном известии его родовое прозвище, Гонозов, дает право говорить о принадлежности его к старинному боярскому роду. Источники не говорят о времени и месте его рождения. Сохранились лишь сведения о пострижении Геннадия в Валаамском монастыре и о его ученичестве у преподобного Савватия (вероятно, около 1430 г.). В 70-х – начале 80-х годов он был архимандритом московского Чудова монастыря, причём в спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 году архиепископом Новгородским, Геннадий должен был проводить великокняжескую политику в недавно присоединенном к Москве Новгороде. Вскоре, однако, между ним и великим князем обнаружились серьёзные разногласия из-за крупных земельных владений архиепископской кафедры. Их отношения стали ухудшаться и, смещенный в 1504 году по воле Ивана III с архиепископской кафедры, Геннадий вернулся в Чудов монастырь, где умер в следующем году в опале.
Одним из важнейших направлений деятельности Геннадия в качестве архиепископа была забота о создании условий, хотя бы для минимального общего образования русского духовенства. В своём замечательном послании к Московскому митрополиту Симону Геннадий, смущённый крайней интеллектуальной «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев («еретиков»), выступает за создание духовных училищ. Он «плачет» от неграмотности попов, от их нежелания учиться. Забота о просвещении теоретически и ближайшим образом практически связывалась с его борьбой против московско-новгородской ереси (так называемых «жидовствующих»), в которой соратником Геннадия являлся влиятельный Иосиф Волоцкий. Полемика велась силами «литературного кружка», созданного при новгородском архиепископском дворе. Большинство созданных там посланий 80-х – 90-х годов XV века имеют целью убедить Московского митрополита и других иерархов решительно и беспощадно расправиться с еретиками, не устраивая с ними «прений о вере». Публичные богословские дебаты, по мнению Геннадия, могут привести к обратным результатам, так как «люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить». С этой целью в Москву были отосланы «Речи посла цесарева», где он хвалит испанскую инквизицию и «шпанского» короля, решительные действия которого по отношению к еретикам должны послужить примером русским властям. Одновременно, чтобы лучше теоретически вооружить адресатов своих посланий, Геннадий направлял им церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой в своих целях умело пользовались «еретики».
При дворе архиепископа было написано также «Слово кратко» в защиту церковных имуществ, наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников», введение к Пасхалии, рассуждение «О летах седмыя тысячи» (в связи с истечением в 1492 году седьмой тысячи лет от «сотворения мира» и ожидавшимся суеверными людьми «концом мира» и «вторым пришествием» Иисуса Христа), а также выполнен ряд переводов.
С именем Геннадия связывается также «Повесть о белом клобуке», созданная, по-видимому, уже в следующем столетии. Однако главным итогом научно-филологической деятельности возглавляемого им кружка стало создание названной его именем «Геннадиевской Библии 1499 года» – первого в России и во всём славянском мире полного библейского кодекса.
Автор: Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия
Комментариев нет:
Отправить комментарий