суббота, 5 марта 2016 г.

Все­лен­ская ро­ди­тель­ская (мя­со­пуст­ная) суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

          Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днём по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нён­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат. Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го об­вет­шав­ше­го – то есть вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со От­цем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».
          По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.
Почему выбрана именно эта суббота?
          Пе­ред Неде­лей о Страш­ном су­де Свя­тая Цер­ковь мо­лит­ся об усоп­ших, чтобы и они вме­сте с на­ми ста­ли одесную (по пра­вую сто­ро­ну) от Су­дии. Осо­бен­но же мо­лит­ся о тех, кто, как го­во­рит триодное на­зи­да­тель­ное чте­ние (Си­нак­сарь), бы­ли по­хи­ще­ны вне­зап­ной смер­тью на чуж­бине, в мо­ре и непро­хо­ди­мых го­рах, на уте­сах, в про­па­стях; по­гиб­ли от мо­ра и го­ло­да, на войне, в по­жа­рах, от сту­жи, а так­же о бед­ных и немощ­ных и всех тех, ко­то­рые «уза­ко­нен­ных псал­мов и пес­ней па­мя­ти не по­лучиша (не по­лу­чи­ли)». Кро­ме то­го, се­го­дняш­ним мо­ле­ни­ем об усоп­ших Цер­ковь на­по­ми­на­ет нам о неиз­беж­ной для всех нас кон­чине и пред­сто­я­щем су­ро­вом ис­пы­та­нии – Страш­ном Су­де.
          Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты по­дроб­но рас­кры­ва­ют нам «бо­го­сло­вие смер­ти и вос­кре­се­ния». «Осо­бен­но вы­ра­зи­тель­на чет­вёр­тая хвалитная сти­хи­ра в суб­бо­ту мя­со­пуст­ную. Она на­чи­на­ет­ся пас­халь­ным вос­кли­ца­ни­ем Хри­стос вос­кре­се! Как зна­ме­на­тель­но это ра­дост­ное вос­кли­ца­ние за­дол­го до Пас­хи в пер­вый раз услы­шать имен­но в день по­ми­но­ве­ния усоп­ших! Это – как обос­но­ва­ние са­мой мо­лит­вы на­шей об усоп­ших. И вме­сте – это ра­дост­ное бла­го­ве­стие по­ми­на­е­мым, с ко­то­рым Свя­тая Цер­ковь спе­шит (та­ко­ва её лю­бовь!) об­ра­тить­ся к усоп­шим рань­ше, чем к жи­вым: Хри­стос вос­кре­се… Дер­зай­те вси мерт­вии. <…> Вви­ду пред­сто­я­ще­го вос­по­ми­на­ния Страш­но­го Су­да, Цер­ковь хо­чет несколь­ко осла­бить страх это­го гроз­но­го Дня, хо­чет при­обод­рить усоп­ших, а вме­сте и жи­вых. Хри­стос вос­кре­се… Дер­зай­те!»
          Ве­ро­ят­но, да­ле­ко не все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на это «несвоевре­мен­ное» пас­халь­ное при­вет­ствие в ми­нор­ном бо­го­слу­жеб­ном тек­сте мя­со­пуст­ной суб­бо­ты. Тем бо­лее ин­те­рес­но по­раз­мыш­лять над этим тон­ким на­блю­де­ни­ем из­вест­но­го пра­во­слав­но­го бо­го­сло­ва в ка­нун Неде­ли о Страш­ном Су­де, ко­то­ро­го мы так бо­им­ся (?).
          Вполне ло­гич­но, что за этим пред­по­след­ним пе­ред по­стом вос­кре­се­ньем сле­ду­ет че­ре­да осо­бых «по­лу­пост­ных» дней (сед­ми­ца сыр­ная), зна­ме­ну­ю­щих по­сте­пен­ный пе­ре­ход от обы­ден­ной жиз­ни к ве­ли­ко­пост­ным по­ка­ян­ным «по­дви­гам». Что же нам пред­ла­га­ет Цер­ковь, и как мы от­ве­ча­ем на её при­зыв? Об этом – в сле­ду­ю­щей ста­тье.
Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

* * *
Заупокойное Апостольское чтение  (1Фес.4:13-17 – За­ча­ло 270)
[О вос­кре­се­нии мерт­вых]:
"Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усы­па­ю­щих (усоп­ших), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт (вме­сте) с Ним.
Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним, что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дёт с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем".

Заупокойное Евангельское чтение
 (Ин.5:24-30 – За­ча­ло 16)
[Об уча­сти усоп­ших]:
"[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям:] «Аминь, аминь го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Мое сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шёл из смер­ти в жизнь.
Аминь, аминь го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мерт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.
Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос) .
Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня (От­ца)".