вторник, 26 апреля 2016 г.

Слово в Великий вторник


БДИТЕ!
          «Повела матушка меня одного во храм господень в Страстную неделю к обедни. День был ясный, и я, вспоминая теперь, точно вижу вновь, как возносился из кадила фимиам и тихо восходил вверх, а сверху, в куполе, в узенькое окошечко, так и льются на нас в церковь Божьи лучи, и, восходя к ним волнами, как бы таял в них фимиам. Смотрел я умиленно и в первый раз отроду принял я тогда в душу первое семя слова Божия осмысленно. Вышел на средину храма отрок с большою книгой, такою большою, что, показалось мне тогда, с трудом даже и нес ее, и возложил на аналой, отверз и начал читать, и вдруг я тогда в первый раз нечто понял, в первый раз в жизни понял, что во храме Божием читают… А затем тихое и сладостное пение во храме: “Да исправится молитва моя”, и снова фимиам от кадила священника и коленопреклоненная молитва!»
          Трогают ли сердца наши, дорогие братия и сестры, эти слова? Может быть, вспоминая детство, кому-то из нас рисуется подобная тихая светлая картина храма Божия и молитвы церковной. Великий наш писатель описал как раз то, что сегодня все мы видели и в чем участвовали: и из узких окон льются солнечные лучи, и чтец выходил с книгой тяжелой, и чудное пение «Да исправится молитва моя». Так трогательны и прекрасны последние дни ожидания великой радости Воскресения Христова, так благолепно и благоговейно Церковь чтит память о последних земных днях Господа нашего, а мы же мысленно с вами в сегодняшний Великий вторник идем за Господом, беседующим со Своими учениками. Идем в Святый Град Иерусалим, где скоро произойдет ужасное событие – убийство Благодетеля рода людского, идем, чтобы послушать последние его наставления.
          В Иерусалиме Господь идет в Храм, и к нему снова обращаются со своими коварными вопросами вожди духовные – фарисеи и саддукеи, непримиримые между собой враги в борьбе за власть над душами человеческими. Они подходят не вместе, а по группам, сначала одни, потом другие. Если не удастся превзойти Христа в споре, они думают своими многочисленными вопросами привести чувства Его в смятение. Если им до этого не удавалось сломить Господа своей хитростью, то теперь они хотят испугать его своей многочисленностью. Их злоба и ненависть, как ужасная проказа, постоянно распаляет омраченный ум; как прокаженный расчесывает себя, свои струпы, пытаясь в боли от этого найти хоть какое-то утешение от болезненного мучительного зуда, так и они выдумывают все новые и новые вопросы, чтобы подловить своего же Спасителя, спровоцировать Его на неосторожное слово и, уцепившись за это, привлечь или к суду власти светской – римских языческих проконсулов, или к суду духовному – синедриона. Какие радость и наслаждение они ожидают получить, увидев Его страдания и муки, – поистине радость сатанинскую. Но Господь, зная их лукавство, мудро отвечает фарисеям, что нет греха подавать народу богоизбранному подать римским захватчикам – «Богу Божие, а кесарю кесарево воздать подобает». Отвечает не веровавшим в воскресение умерших саддукеям, уличив их в сознательном сокрытии слов Священного Писания, знаемого ими наизусть: «Не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”? Бог не есть Бог мертвых, но живых». После этих ответов никто уже не задает Христу лукавых вопросов. Они обличены во лжи и коварстве и позорно уходят. С Христом остаются лишь ученики и слушающие, которые не задают вопросов, а ожидают наставления. Господь, обращаясь к ним, обличает вождей Израилевых: «Горе, горе вам, книжники и фарисеи!» – это выражение крайней печали о жестоковыйных людях. Христу нужна не видимость праведности, а сама праведность; не нужны непомерные обязательства и подвиги, а нужны милость и вера. Сказав это, Он выходит из Храма, к Нему подходят ученики и показывают величественные храмовые строения: как они мощны, велики и красивы. Вместо же похвалы они слышат, что все это будет разрушено. Поднявшись же на Елеонскую гору, ученики наедине, без посторонних, спрашивают о времени разрушения Храма, и Господь говорит страшное слово о признаках приближения этого времени. Войны, голод, эпидемии, землетрясения, лжеучения, ненависть, умножение беззаконий… И как самое главное – охладение любви.
          После же этого произносит Христос две хорошо нам знакомые притчи: о десяти девах и о талантах. Если вспомним содержание стихир, которые пелись за сегодняшним богослужением, то увидим, что в них не отразилось ни коварных вопросов фарисеев и саддукеев, ни грозных предзнаменований кончины мира сего, а раскрываются эти два иносказания. Общая у них цель – подвигнуть к бодрствованию и вниманию. И до нас с вами доносится слово Христа: «Бдите!» Осталось совсем немного до Брачного пира, на который мы приглашены, и скоро ответ нам придется дать за использование талантов. Девы – это мы с вами, то есть Церковь; сон в ожидании Жениха – смерть; елей в светильниках – добродетели, а продающие – все нуждающиеся в нашей помощи. Таланты, о которых говорится в другой притче, – это наши способности, данные нам для собственной пользы и пользы ближнего. Но как порой нам, действительно юродивым от мирских забот и страстей и неверным рабам, приобрести елея и приумножить таланты?
          Оказывается, для достижения этих двух целей есть общие средства: «заимствуй давшему ти, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его». Милосердие – вот тот универсальный ключ, который открывает нам двери радостного Брачного пира и соделывает нас благими, то есть добрыми, рабами Божиими. Что такое милосердие? Это мать любви – любви, отличающей христиан, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых. А кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым – надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов 30: 25). Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Даром получил, без зависти отдаю» (Прем. 7: 13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте – говорит преподобный Симеон Новый Богослов.
          Если вчерашний день был пронизан воспоминанием воздержания Иосифа от соблазнений женой Потифара, то сегодня милосердие преподносится нам как обязательное условие спасения. «Иже бо дело единое и пребольшое убо яве делает, о других же небрежет, паче же о милостыни, не входит со Христом в вечное упокоение», – читаем мы в сегодняшнем синаксаре. Помня об этом, сосредоточимся же, братия и сестры, в эти предпраздничные дни, будем внимательны и трезвы, омоем свои души покаянием и причастием Святых Таин Христовых, облечемся во одежды света и радости духовной, возьмем драгоценные светильники наших душ, заправим их милосердием и другими добродетелями и терпеливо, отгоняя от себя греховной сон и плотское расслабление, будем ожидать зова: «Вот Жених идет, выходите навстречу Ему».
Автор: Иеродиакон Силуан (Никитин)
Притча о десяти девах
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 7.3 Mb)