суббота, 9 апреля 2016 г.

Писатель и сын священника о преподавании русского языка и литературы в школе


«Троечники в школе правят бал»
          Недавно в России было учреждено Общество русской словесности. Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества? 
          Отвечает Сергей Шаргунов, писатель, журналист, общественный деятель, радио- и телеведущий, главный редактор сайта «Свободная пресса»
- Больше всего меня волнует уровень подготовки не столько учеников, сколько учителей.
          Первое. Многие учителя сегодня, как мне кажется, не знают, зачем нужны уроки литературы. Посмотреть презентацию или видео-ролик, прочитать краткое изложение, расставить галочки в тесте, списать с готовых сочинений, которыми кишит Интернет – большего учитель по литературе от своих учеников часто не требует. При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету – чему, в первую очередь, должна учить литература.
           Второе. К счастью, в школу вернули обязательное итоговое сочинение по литературе – потому что очень важно, чтобы ученик не только читал, но и писал. Но у многих учителей совершенно утрачены навыки преподавания этого жанра. Сегодня сочинение чаще всего воспринимается как банальная отписка. О том, «раскрыл тему» ученик, или «не раскрыл тему» (как говорили раньше), никто сейчас не задумывается. А от попытки обдумать, отрефлексировать прочитанный текст и, пускай своими словами, без какого-то догматического канона, но все-таки выразить свои собственные мысли – вообще уходят. Хотя сочинение – это особый подход, требующий, я повторяю, не догматизма, а творчества.
           К сожалению, сегодня значительно снизился статус учителя. Я говорю и об отношении к учителю в обществе, и о его материальном благополучии. Все-таки должно быть иначе: статус учителя обязательно должен быть высок.
           Третье. Кроме всего прочего, важнейшая задача учителя литературы – заинтересовать ученика. Когда меня приглашают провести урок или лекцию, я всегда стараюсь как-то зацепить, развеселить или, что называется, «зажечь танцпол». Если учитель не пытается этого делать – скорее всего, произведение дети не прочтут или ни капельки в него не вникнут. А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина обязательно дошли до сознания учащихся.
           Надеюсь, что Общество русской словесности, созданное под эгидой Патриарха, действительно станет открытой и внятной площадкой для обсуждения той катастрофы, которая происходит с нашим образованием в области русского языка и литературы. В частности Общество собирается провести форум учителей – и очень хочется, чтобы педагоги, посмотрев друг другу в глаза, вместе попытались найти выход из создавшегося положения. Потому что, если посмотреть на баллы, которые считаются нормальными за ЕГЭ по русскому языку, оказывается, что бал у нас правят троечники…
Беседовала: Дарья Баринова
Читайте также:
Александр Привалов: Куда приводят школьные реформы?
Общество русской словесности поможет сохранить русский язык и литературу, — патриарх
Круг чтения Сергея Шаргунова
Лицемерие хуже любой брани