воскресенье, 22 мая 2016 г.

9/22 мая - память пророка Исайи (VIIIв. до Р.Х.)

СБОРНИК ВЕЛИКОПОСТНЫХ ПРОРОЧЕСТВ
          Как правило, люди воспринимают Библию как отдельную красиво изданную книгу. Те, кто заглядывал под ее обложку, подтвердят, что Библия – это целый сборник книг. Ветхозаветных и новозаветных. Те, кто читал эти книги, скажут кое-что в дополнение: «Отдельные книги Библии в свою очередь тоже представляют собой – сборники». Допустим, Псалтырь – это сборник псалмов. Причем боговдохновенные авторы у псалмов разные: царь Давид, его сын Соломон и другие. А сборник в целом могут называть по имени главного автора: Псалтирь царя Давида, Притчи Соломоновы…
          То же самое надо сказать и про книгу пророка Исаии. Эта книга Ветхого Завета представляет собой целый сборник. Некоторые библеисты утверждают, что и авторы у сборника разные. Начиная от самого святого пророка Исаии и «второ-Исаии» и далее через века. Библеисты говорят даже о целой «школе пророка Исаии», после которой в Ветхом Завете осталась книга. Такая вот непростая судьба у этой влиятельной книги. Я не буду вдаваться в современные библиологические теории, не сейчас. Просто подчеркну дважды: книга пророка Исаии – сборник великого множества пророчеств, произнесенных в разное время.

***
          Читаем мы в церкви пророчества этой книги Великим постом, на часах. Начало книги по своему звучанию отчетливо постное, покаянное. Господь через пророка обличает людей. Он сравнивает Свой народ с Содомом – ни больше ни меньше: «Израиль не знает (Меня)… народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах… поля ваши в ваших глазах съедают чужие… Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом» (Ис. 1: 1–9).
          Бог наказывает и наказывает людей за грехи, но они не понимают суть происходящего, не хотят понять. Они считают, что у них все с духовностью в порядке, ведь положенные обряды-то соблюдаются. Пророк открывает людям волю Божию. Господь продолжает Свое обличительное слово к народу: «Я пресыщен всесожжениями овнов… суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1: 11–14). В славянском варианте последний стих чуть иной, опять-таки постовой. Отложим в сторону синодальный перевод и заглянем в славянский: «Поста (νηστείαν) и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя». Бог и пост ненавидит? Неужели Бог навсегда отвернулся от Своих людей? Нет, тогда бы Он вообще не говорил с людьми.
          Что же людям делать, чтобы примириться с небом? Господь призывает всех к примирению с Собой: «Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16–17). И вот это покаянное делание пророк называет – постом, а не только традиционное воздержание от пищи. Именно такой всеохватный пост угоден Богу.
          Начало у книги Исаии получилось постовое. А конец ее – страстной. 53-я глава книги повествует о страдающем Христе: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились… род Его кто изъяснит?.. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха… когда же душа Его принесет жертву умилостивления… воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10). Сперва разносится страшная весть о Христовых страданиях и смерти («погребен у богатого»). И за ней следует благая весть о Христовой победе над смертью («воля Господня… будет исполняться рукою Его»). Это уже Пасха!

***
          Между началом и концом книги, о которых выше было сказано, открывается изобилие других пророчеств. Есть среди них предельно знаменитые, есть и малоизвестные.
          Знаменитейшие слова записаны в книге пророка Исаии: «Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Это ли не знамение? Сын Человеческий рождается от Девы без земного отца, а в вечности Сын Божий рождается от Отца без матери. И народ Божий радостно восклицает, глядя на Богочеловека Иисуса Христа: «С нами Бог». Это и значит в переводе имя «Еммануил».
          Другие знаменитые слова пророческой книги произносит священник во время церковного причастия, каждый раз: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6: 7). Впервые эти слова услышал Исаия от огненного серафима. Кому интересно узнать точные обстоятельства, посмотрите, – главу я указал.
          Ряд пророчеств в книге относится к тогдашней жизни народа в сложной «политической» обстановке. Пророчества касаются небольших окрестных народов и мощнейших государственных образований тоже. Масштаб обзора текущих и будущих событий в книге Исаии выходит далеко за пределы Святой земли, это всемирный масштаб. Пророк видит дни, когда вся вселенная поклонится истинному Богу.
          А пока продолжаются трудные времена. И трудности не только внешние. В довесок ко внешним проблемам заметна еще взаимная вражда в самом народе. Голос пророка указывает на нее и не щадит ушей простых обывателей. Междоусобица в коленах Израилевых прямо-таки сравнивается с каннибализмом: «Каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема (φάγεται γὰρ Μανασσῆς τοῦ ᾿Εφραὶμ), и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду» (Ис. 9: 20–21). Почему так жестко выражается пророк? Потому что иначе его не услышат, совсем не услышат. Когда каждый сам за себя, тогда люди плохо слышат друг друга.
          Слишком много в народе тех, у кого все перепуталось в голове. Как с ними говорить? А некоторые специально все перетасовывают лукаво, чтобы оправдать любые свои поступки и слова. К ним пророк тоже обращается прямо, не обинуясь: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом… Горе тем, которые мудры в своих глазах» (Ис. 5: 20–21). Подобные слова и сейчас, по прошествии тысячелетий, кажутся отрезвляющими. Они заставляют нас встряхнуться и принести покаяние в своей неправоте и получить от Бога мир. Вот для этого и старался пророк Исаия, жизни своей не жалел.

Автор: Диакон Павел Сержантов



ПРОРОК ИСАИЯ
          Из числа шестнадцати пророков (четырех так называемых больших и двенадцати малых), чрез которых Бог «многократно и многообразно говорил издревле отцам» (Евр. 1, 1), Исаия, первый из больших пророков, родился и жил в Иерусалиме в правление шести царей: Амасии, Азарии (или Озии), Иоафама, Ахаза, Езекии и Манассии. О призвании своем к пророческому служению так рассказывает сам Исаия:
          «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

          И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
          И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее».
          То есть что и по истреблении народа останется святой остаток, из которого возникнет новое племя — новый Израиль, верующий во Христа.
          С этого времени выступил Исаия на пророческое служение народу иудейскому и в продолжение шестидесяти лет возвещал ему волю Божию и грозил наказанием за беззаконие его и за неблагодарность к Богу.
          Пророчествуя Духом Божиим о судьбах, касавшихся Иудеи, Исаия с особенной любовью обращался ко временам Мессии и с такой отчетливостью представлял жизнь и страдания Иисуса Христа, что его называют «ветхозаветным евангелистом».
          «Сам Господь даст вам знамение, — провозвещает он, — се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».
          «И произойдет отрасль от корня Иессеева (то есть из рода Давидова), и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
          Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава».
          «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он (народ) будет веселиться пред Тобою. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». (Ис. 6, 1—13; 7, 14 и Мф. 1, 23. Ис. 11, 1—2, 4, 9—10; 9, 2—4, 6)
          Изображая страдания Иисуса Христа, Исаия говорит о них так живо, как будто сам, как замечают святые отцы, стоял у Креста во время страданий Спасителя.
          «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь»
          «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». «…И к злодеям причтен был». (Ис. 53, 3—5, 7—8; 50, 6; 53, 12)
          Наконец, так возвещает Исаия торжество Церкви Христовой и ее всемирное распространение, а также Второе Пришествие Христово и кончину века:
          «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию.
          И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.
          Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения — в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого — сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время».
          «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
          Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше. Но они будут постыжены.
          Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
          Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою. Тогда будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».
          Кроме пророчеств в книге пророка Исаии содержится много высоких нравственных истин, например, о том, какой пост может быть угоден Богу.
          «Они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
          Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
          Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда… будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
          И о значении жертвоприношений вразумляет пророк.
          «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
          И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». (Ис. 60, 1—3, 14, 18—22; 66, 1—2, 5, 13—16, 18—19, 23—24; 58, 2—4, 6—7, 9—11; 1, 11, 13, 15—18)
          Подобно всем провозвестникам истины, Исаия постоянно подвергался преследованиям. Только при благочестивом царе Езекии он пользовался почетом и был одним из его ближайших советников. По древнему преданию, он прожил до времен царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он иерусалимских князей назвал князьями содомскими, а народ — народом гоморрским.