понедельник, 26 сентября 2016 г.

27/14 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

История праздника
          Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.
          Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древне-иудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

          Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).
          В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
          С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.
          В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
          В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
          О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Подборка материалов о празднике Крестовоздвижения:
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Георгий Битбунов. Воздвижение Креста Господня
Виктор Кутковой. О некоторых особенностях иконографии Распятия
Виктор Фомин. Размышления при Воздвижении Креста

Проповеди:
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Крест Христов. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Патриарх Пимен (Извеков). Слово в праздник Воздвижения Креста Господня
Епископ Василий (Родзянко). Воздвижение Креста Господня. ВИДЕО
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Воздвижение Креста Господня
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Вопросы священнику:
Иеромонах Иов (Гумеров). Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?
Иеромонах Адриан (Пашин). Какой крест считается более правильным – православный или католический?
Иеромонах Иов (Гумеров). Является ли крест символом смерти?
Иеромонах Иов (Гумеров). Как в тропаре Кресту появились слова "православным христианом"?
Иеромонах Иов (Гумеров). Почему вся православная, как, впрочем, и католическая, иконография изображает гвозди, прибитые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запястьях?

Храмы:
Елена Лебедева. Церковь Воздвижения Креста Господня

Богослужение:
Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Божественная литургия в Сретенском монастыре на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Комментариев нет:

Отправить комментарий