суббота, 3 сентября 2016 г.

3 сентября/21 августа - память святого апостола Фаддея


          Прославляемый ныне святой церковью святой апостол Фаддей был из 70-ти апостолов, происходил из г. Едесса. Придя в Иерусалим на поклонение и услышав проповедь Иоанна Крестителя, он крестился от Иоанна. Потом, увидев Иисуса Христа и чудеса Его и услышав учение, Фаддей сделался учеником Христовым. После сошествия Святого Духа он был послан проповедовать евангелие в Едесс.
          Устроив церковь в Едессе, святой Фаддей отправился в Армению. Здесь он, соединяя проповедь с чудесами, обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа.
Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а иных предал смерти. Сам Господь явился апостолу и сказал: «Мужайся, Фаддей! Вооружись терпением, много бедствий ожидают тебя, но Я буду с тобою». Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собою, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: «Будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе». При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. 
             Много чудес совершилось чрез апостола Фаддея. Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ея смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Действительно, царь вскоре велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Наконец, царь приказал умертвить его мечем. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, разселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство. Это было около 44 г. по Р. Хр.
          В житии воспоминаемого ныне святого апостола Фаддея явлены были многие чрезвычайные знамения милости Божией. По поводу этого скажем несколько слов о чудесах.
   а) Чудо есть такое действие, которое не может быть совершено никем, кроме Всемогущего Бога. Казалось бы, странно и спрашивать: возможно ли чудо? Если оно есть дело Всемогущего, то, конечно, возможно для Него так же, как было возможно сотворить мир из ничего.
          Чудо, говорят маловерные, не возможно, потому что в мире все должно идти так, как назначено Творцом при самом создании, по естественному порядку, по законам природы, вложенным в нее от самого Творца. Возможно ли, чтобы всемогущий и премудрый Творец стад нарушать Свои же собственные законы? Но, разсуждая о законах природы, не должно забывать, что есть еще иной, гораздо высший закон нравственный, который дан человеку. Природа безпрекословно подчинена данным ей законам. Но, когда явился грех на земле, человек нарушил нравственный закон Божий, изменил свои отношения к природе:, тогда и она, не изменяя своих законов, стала также в иные отношения к человеку. Творец производит изменение в природе, дает иное движение ея силам, чтобы воздействием извне, со стороны природы, призвать человека к возвращению на путь нравственного закона без нарушения его свободы. Сверхъестественное действие всемогущества Божия в природе оказалось нужным не для исправления какого-либо несовершенства природы, а для того, чтобы исправить повреждение, внесенное свободою человека в его собственную жизнь. После этого, можно ли еще сомневаться, что чудеса не только возможны, но и необходимы для возстановления нарушенных нравственных законов? Для христианина, верующего в Промысл Божий, это — несомненная истина.
   б) В жизни каждого, конечно, верующего и внимательного к явлениям жизни найдется много знамений. Сколько бывает случаев, что неверующий возвращается к вере, благодаря неотразимому действию вразумляющих знамений, случившихся в его жизни? Может быть, потому и вера живет еще между людьми, что не оскудевают знамения и чудеса в их жизни. А сколько бед и бедствий пришлось бы перенести людям, если бы по временам не являлась чудесно избавляющая или предостерегающая рука Божия? Природа, как бы оскорбленная нарушением нравственного закона, нередко становится во враждебное отношение к человеку. Чаще всего это бывает потому, что сам человек становится к ней в неправильные, даже преступные отношения, и вот она, т.е. собственно Господь чрез нее, карает человека; но Господь и милует при этом нередко. И наказанием, и милостию Он вразумляет забывающих закон Его.
          Довольно и сказанного, чтобы с полною верою повторить слова псалмопевца: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» (Псал.86:14). 
Автор: протоиерей Григорий Дьяченко