ЕВАНГЕЛИСТ МАРК – НАШ СОВРЕМЕННИК
Я не сошел с ума и прекрасно помню, что евангелист Марк жил две тысячи лет назад. И все-таки он воспринимается как наш современник. Удивительно, но это так. Откуда я это взял? Из Евангелия от Марка. Конечно, объясниться с помощью двух-трех цитат из Евангелия тут не получится. Надо увидеть Евангелие в целом, что не очень трудно.
Посмотрите, какое Евангелие от Марка динамичное, совсем как наша жизнь теперь. Одно событие в нем сменяется другим, одно – другим, и всё это без пауз, незамедлительно. Причем суетливости нет и в помине. В то же время ощутима высокая степень динамичности всех описаний. Поэтому между быстро сменяющимися евангельскими событиями сохраняется крепкая связь. Отдельные повествования стремительно выстраиваются в последовательность событий – как выбранный Христом путь, а не рассыпаются на промелькнувшие перед читателем бессвязные эпизоды из жизни древних восточных городов.
С первых же строк благовествования читатель попадает в стремительный поток священных событий: «Пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас (εὐθὺς), выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас (εὐθὺς) Дух уводит Его в пустыню» (Мк. 1: 9–12).
Современному человеку близко повествование в стиле action, повествование, сполна насыщенное действием. Оттого Евангелие от Марка и смотрится так современно. Святой Марк старается рассказать вечно спешащим людям о самом главном. Без подробностей и без того, что можно бы несколько подсократить.
Что же в Евангелии самое главное? Ответим односложно: Христос прошел через смерть и воскрес – вот главное. Неудивительно, когда все четыре Евангелия кончаются встречей учеников с воскресшим Спасителем. А начинаются-то они все по-разному. Апостол Матфей сперва знакомит нас с родословием Христа и вспоминает о Рождестве. Святой Лука начинает пораньше, с предыстории – рассказывает о том, как по молитвам благочестивых родителей появился на свет Божий Предтеча Христов. Евангелист Иоанн вообще открывает свой пролог о предвечном бытии Слова Божия и лишь потом уже говорит о воплощении Бога Слова.
Наиболее «позднее» начало выбрано у Марка, он описывает, как Иоанн Предтеча в Иордане крестил Господа Иисуса. С начальных слов Евангелия Христос уже в совершенных летах и вышел на Свое служение. Уже в первой главе Марка мы узнаем, как Христос призвал апостолов, совершил изгнания бесов и исцеления: «Тотчас прошел слух о Нем (ἐξῆλθεν ἡ ἀκοὴ αὐτοῠ εὐθὺς) повсюду по всей стране Галилейской. И тотчас выйдя из синагоги, пришли они в дом Симона… теща же Симона лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. И подойдя, Он поднял ее, взяв ее руку; и оставила ее горячка» (Мк. 1: 28–31). Сравните с первыми главами Матфея, Луки, Иоанна. Большая получается разница.
По «расстоянию» от начала благой вести до победного ее конца – Евангелие по Марку отличается от других Евангелий. Оно – самое лаконичное. И даже с концовкой Евангелия от Марка дело обстоит на особый лад, не так, как у других апостолов. В древнейших рукописях Евангелие по Марку имеет так называемую краткую концовку.
Что это за концовка? Это когда последними словами Евангелия Марк сообщает о приходе мироносиц ко Гробу Господню: «Они увидели, что с правой стороны сидит юноша, облеченный в одеяние белое; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он восстал. Его нет здесь. Вот место, где положили Его. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите, как Он сказал вам. И выйдя, они побежали от гробницы, владел ими трепет и исступление, и никому ничего не сказали: ибо они боялись» (Мк. 16: 5–8). Следующие привычные нам стихи, с 9-го по 20-й, в краткой концовке целиком отсутствуют. Но главное в краткой концовке – неожиданную и приводящую в трепет весть о Воскресшем Христе – ученики уже услышали. И ангел предсказал им личную встречу с Живым Христом, что и сбылось в свое время, как можно понять и без дополнительных слов. То есть апостол успел сказать всё необходимое даже в подобной краткой концовке.
Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит «порывистый», очень динамичный характер святого первоверховного Петра. Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Петр.
К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно «пестрит латинизмами». Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося «броуновского» движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает.
Посмотрите, какое Евангелие от Марка динамичное, совсем как наша жизнь теперь. Одно событие в нем сменяется другим, одно – другим, и всё это без пауз, незамедлительно. Причем суетливости нет и в помине. В то же время ощутима высокая степень динамичности всех описаний. Поэтому между быстро сменяющимися евангельскими событиями сохраняется крепкая связь. Отдельные повествования стремительно выстраиваются в последовательность событий – как выбранный Христом путь, а не рассыпаются на промелькнувшие перед читателем бессвязные эпизоды из жизни древних восточных городов.
***
Давно замечено, что у Евангелиста Марка необычайно часто встречается слово «тотчас». Там, где другой бы написал «потом», евангелист Марк пишет «тотчас». Этим словом плотная череда событий как бы еще больше спрессовывается.С первых же строк благовествования читатель попадает в стремительный поток священных событий: «Пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас (εὐθὺς), выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас (εὐθὺς) Дух уводит Его в пустыню» (Мк. 1: 9–12).
Современному человеку близко повествование в стиле action, повествование, сполна насыщенное действием. Оттого Евангелие от Марка и смотрится так современно. Святой Марк старается рассказать вечно спешащим людям о самом главном. Без подробностей и без того, что можно бы несколько подсократить.
Что же в Евангелии самое главное? Ответим односложно: Христос прошел через смерть и воскрес – вот главное. Неудивительно, когда все четыре Евангелия кончаются встречей учеников с воскресшим Спасителем. А начинаются-то они все по-разному. Апостол Матфей сперва знакомит нас с родословием Христа и вспоминает о Рождестве. Святой Лука начинает пораньше, с предыстории – рассказывает о том, как по молитвам благочестивых родителей появился на свет Божий Предтеча Христов. Евангелист Иоанн вообще открывает свой пролог о предвечном бытии Слова Божия и лишь потом уже говорит о воплощении Бога Слова.
Наиболее «позднее» начало выбрано у Марка, он описывает, как Иоанн Предтеча в Иордане крестил Господа Иисуса. С начальных слов Евангелия Христос уже в совершенных летах и вышел на Свое служение. Уже в первой главе Марка мы узнаем, как Христос призвал апостолов, совершил изгнания бесов и исцеления: «Тотчас прошел слух о Нем (ἐξῆλθεν ἡ ἀκοὴ αὐτοῠ εὐθὺς) повсюду по всей стране Галилейской. И тотчас выйдя из синагоги, пришли они в дом Симона… теща же Симона лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. И подойдя, Он поднял ее, взяв ее руку; и оставила ее горячка» (Мк. 1: 28–31). Сравните с первыми главами Матфея, Луки, Иоанна. Большая получается разница.
По «расстоянию» от начала благой вести до победного ее конца – Евангелие по Марку отличается от других Евангелий. Оно – самое лаконичное. И даже с концовкой Евангелия от Марка дело обстоит на особый лад, не так, как у других апостолов. В древнейших рукописях Евангелие по Марку имеет так называемую краткую концовку.
Что это за концовка? Это когда последними словами Евангелия Марк сообщает о приходе мироносиц ко Гробу Господню: «Они увидели, что с правой стороны сидит юноша, облеченный в одеяние белое; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он восстал. Его нет здесь. Вот место, где положили Его. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите, как Он сказал вам. И выйдя, они побежали от гробницы, владел ими трепет и исступление, и никому ничего не сказали: ибо они боялись» (Мк. 16: 5–8). Следующие привычные нам стихи, с 9-го по 20-й, в краткой концовке целиком отсутствуют. Но главное в краткой концовке – неожиданную и приводящую в трепет весть о Воскресшем Христе – ученики уже услышали. И ангел предсказал им личную встречу с Живым Христом, что и сбылось в свое время, как можно понять и без дополнительных слов. То есть апостол успел сказать всё необходимое даже в подобной краткой концовке.
***
По своему объему Евангелие от Марка получилось самым коротким. Как раз для тех, кто много букв не привык осиливать. Таких в наши дни немало набирается, и армия их растет с каждым годом.Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит «порывистый», очень динамичный характер святого первоверховного Петра. Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Петр.
К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно «пестрит латинизмами». Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося «броуновского» движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает.
Автор: диакон Павел Сержантов
Источник: http://www.pravoslavie.ru/70506.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий