вторник, 11 октября 2016 г.

11 октября /28 сентября - память праведных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337)


          Кто же были эти люди, Кирилл и Мария? Жития расскажут, что происходили они из знатных ростовских бояр и проживали неподалеку от Ростова Великого, в своем поместье. Кирилл, состоявший на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, не раз сопровождал своих руководителей в Золотую Орду. Был вполне безбеден, однако не гнушался простыми сельскими трудами и заботами.
          У Кирилла и Марии уже был сын Стефан, супруга ждала второго ребенка, когда с ней случалось неслыханное. Во время литургии ребенок трижды – после Трисвятой песни (пред чтением Святого Евангелия), во время Херувимской песни и при священническом возглашении «Вонмем! Святая Святым!» – громко воскликнул во чреве. Да так, что прихожане услышали! Привыкшая внимать знакам, Мария поняла, что означает это указание. Будучи молитвенницей, стала избегать мясной, молочной пищи и даже рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой.
          Рассказчики жития праведной Марии уподобляют ее святой Анне, матери пророка Самуила, поскольку вместе с супругом она дала обет: в случае рождения мальчика отдать его Церкви. И – родился второй сын. Это воистину космическое для Руси событие произошло 3 мая 1314 года. А на сороковой день, 11 июня, младенец был окрещен Варфоломеем в честь небесного соименника, апостола, почитающегося в этот день. (Год рождения теперь утвержден Церковью, историки же, в том числе старые церковные, называли также 1319 и 1322 годы.)
          Иерей Михаил, нарекший младенца, указал родителям примеры из Библии, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу, в частности, слова апостола Павла: «Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал. 1: 16) и другие. Батюшка предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
          Мать сразу обратила внимание: когда ела мясо, грудник отказывался от материнского молока, а по средам и пятницам вовсе отказывался питаться. Подобное постническое обыкновение Варфоломей сохранил и вырастая, порой этим тревожа мать.
          Разные нестроения, а в наибольшей мере, по слову преподобного Епифания, «великая рать, или нашествие Туралыково, в 1327 году», крайне неблагоприятно сказались на материальном состоянии Кирилла и почти довели до нищеты, что стало причиной переселения семейства из Ростовского княжества в Московское, в село Радонеж.
          Из-за возраста Кирилла на московской княжьей службе заменил Стефан, уже состоявший в браке. Третий сын Кирилла и Марии, Петр, тоже уже обзавелся своей семьей. Варфоломей же, по достижении двадцатилетия, попросил у родителей благословения на иночество. Родители лишь попросили его дождаться их кончины.
          Как возвышенно и трепетно пишут православные источники, «дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ». То есть, преклоняясь возрастом, приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму – в Покровском Хотьковском монастыре, тогда имевшем два отделения – для старцев и стариц, находившемся в 3 верстах от Радонежа. Примечательно, что Стефан, тогда же похоронивший в Хотьковском монастыре жену Анну, передал двоих сыновей на поруки брату Петру и его супруге Екатерине и тоже принял монашеский постриг, стал ухаживать за своими немощными родителями. Впоследствии – избрал пустынножительство и удалился из монастыря.
          Схимники-бояре вскоре отошли ко Господу, в 1337 году, перед блаженной кончиной благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их в Покровской обители, которая с того времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.
Икона рода Сергиева. На ней изображены, помимо преп. Сергия Радонежского, его сродники: преподобные Кирилл и Мария, а также преподобный Стефан и Петр – сыновья их, с женами; и святитель Феодор Ростовский – сын Стефана
          А Варфоломей, оплакав родителей, принял постриг и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии им и была основана Троицкая обитель.
          Уже будучи игуменом, преподобный Сергий нередко приходил к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Словно указывал на необходимую духовную связь. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву обитель, богомольцы приходили в Покровский Хотьков монастырь, чтобы потом «явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».
          В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о связанных с ними чудесах были и раньше. Летопись монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество при страшной моровой язве в 1770–1771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей Преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. Они сыздавна местно почитались в монастыре: уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия его родители изображены с нимбами.
       
          После ликвидации монастыря в безбожные времена XX века рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские, разрешили верующим забрать мощи и даже сами помогли вскрыть пол храма и вынести останки. Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе – место помнили только непосредственные участники этих событий.
Лишь в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария тоже были прославлены в соборе Радонежских святых.
          В 1989 году Покровский храм бывшего Хотькова монастыря был возвращен Церкви, и в том же году, в день празднования преподобного Сергия, сюда были перенесены мощи его праведных родителей.
Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XXI в.
          Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы после безбожных времен открылся в 1992 году. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось и общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
          Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября, 18 января (старого стиля), 6 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Преподобные Кирилл и Мария с тропарем
          Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского:
"О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Автор: Станислав Минаков