вторник, 11 октября 2016 г.

11 октября /28 сентября - память преподобного Харитона Исповедника (ок. 350)

Основа монашеской жизни и монашеского подвига
– любовь к ближнему
Святитель Игнатий (Брянчанинов) 
          Преподобный Харитон Исповедник жил в IV веке и пострадал в Иконии во времена гонений на Церковь. В подвиге исповедания веры святого укреплял пример его соотечественницы первомученицы Феклы, память которой он всегда глубоко чтил. Харитон бесстрашно обличил язычество во лжи и твердо исповедал веру во Христа Спасителя. 
          За такую смелость святой претерпел множество зверских пыток, но Господь не допустил его смерти. Через какое-то время Харитон оказался на свободе и превратил всю свою оставшуюся жизнь в пламенное служение Богу. Однажды по дороге в Иерусалим исповедника схватили бандиты. Они связали и бросили его в пещеру, намереваясь убить позже, а сами ушли на грабёж. В темноте разбойничьего логова святой благодарил Господа и молил Его сотворить с ним грешным по воле Своей. И тут в пещеру вползла змея. Она стала пить вино из стоявшего рядом кувшина и отравила его своим ядом. Вернувшись, разбойники стали пить это вино и погибли. Преподобный Харитон, возблагодарил Господа за спасение и поселился на этом месте. Всё найденное золото он раздал бедным и монастырям, а в самой пещере построил церковь. Вокруг нового жилища святого исповедника скоро поселились другие отшельники, и образовался целый монастырь, названный Фаранской Лаврой. Желая уединения, святой снова ушел в пустыню, но и там никогда не отгонял от себя тех, кто просил у него духовной помощи. Шло время, и Харитон построил еще два монастыря. Уже на закате своей земной жизни преподобный Харитон поселился в пещере, вблизи одной из обителей, но до самой смерти духовно окормлял иноков всех трех основанных им монастырей. Согласно преданию, именно святой Харитон стал составителем чина монашеского пострижения. Скончался он в глубокой старости и был похоронен в церкви, построенной на месте той самой разбойничьей пещеры, где Господь явил ему Свою милость.
К преподобному Харитону (Фото 11октября/28 сентября 2014 г.)




                      
                                                                                             
          ...После похода в Малую Галилею, что находится на горе Елеон, мы решили не прерывать добрую традицию паломничества к Святым местам и поехать в монастырь Преподобного Харитона Исповедника в Иудейской пустыне. 
           ...Подъехали к блокпосту – въезду в поселение, где нам устроили проверку охранники, вооруженные автоматами израильского производства «Узи». Оказалось, что большая часть ущелья с источником Фара, граничащая с этим поселением, была объявлена израильским национальным заповедником, охраняемым государством. Сюда же, в этот заповедник, вошла и территория монастыря. С посетителей теперь взимается плата за посещение заповедника-17 шекелей с человека.   
           Пейзаж открылся перед нами прекрасный и необыкновенный. Горная река протекала внизу, образуя местами тихие заводи. Вода - чистейшая, как слеза. Впоследствии выяснилось, что здесь водится форель. А она, как правило, любит только чистую горную воду. Вокруг раскинулись живописные и величественные скалы бежево-коричневых оттенков. В некоторых местах этих каменистых гор, называемых Фаранской пустыней, виднелись многочисленные пещеры, где подвязалось множество монахов-аскетов, несших подвиг отшельничества. 
          Непосредственно перед самим монастырем, раскинулась довольно-таки большая зеленая роща. Среди тени её деревьев виднелись развалины древней византийской обители. Именно у этих древних камней, один из наших паломников рассказал нам о подвиге преподобного Харитона Исповедника.
          Преподобный Харитон Исповедник жил в начале 4-го века и как христианин пострадал в городе Иконии при императорах Галерии (305-311), Максимиане (305-313) или Ликинии (311-324). В исповедническом подвиге его укреплял пример святой первомученицы Феклы, уроженки его родного города (память 24 сентября), которую он глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал Веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. За Веру свою преп.Харитон претерпел жестокие мучения, был заключен в тюрьму, но по Промыслу Божию остался жив, и когда гонения на христиан утихли, он, по смерти императора, был отпущен на свободу. Украшенный ранами за Христа и весь уже уготованный, чтобы принести и жизнь свою в жертву Спасителю, Харитон, получив свободу, отрекся от мира и от всего, что в мире. Взяв крест свой, пошел он путем трудным. Умер для мира, стал жить только для Бога, а чтобы возблагодарить Господа, решил всю жизнь свою посвятить служению и пошел в Иерусалим поклониться святыням Святого Града. 
          Анонимный составитель жития Харитона упоминает странствующих отшельников, которые селились в районе Мертвого моря в пещере Кальмон. А впоследствии здесь стали создаваться многочисленные обители и Лавры.
          До нашего времени дошли такие островки тех времен, как монастыри преподобных: Харитона Исповедника, Георгия Хозевита, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, которые сейчас благоустроились, населены двумя, тремя монахами, чтобы как-то принимать немногочисленных паломников и туристов, посещающих эти места.   
          Единственный монастырь, который сейчас действительно живёт монашеской жизнью в Иудейской пустыне - это лавра Преподобного Саввы Освященного. Монастырь имеет очень строгий устав. Туда, также, как и на Афон, женщины не допускаются. Именно Святой Савва принимал участие в создании Устава Иерусалимских Богослужебных традиций, с указаниями о порядках монашеской жизни, известного под общим названием Типикон.   Интересно, что начало Типикона было составлено преподобных Харитоном Исповедником, св.Савва же довел этот труд до конца. Впоследствии, Устав значительно повлиял на всю христианскую монашескую жизнь Востока и Запада, и был принят Поместными Православными Церквями в качестве руководства к церковному Богослужению.
          Во время жизни преподобного Харитона Исповедника по этому ущелью проходила дорога из Иерихона в Иерусалим. Дорога извилистая и долгая. По словам местных современных монахов, если совершить пешее паломничество по этому пути, то от Иерихона до Вади-Кельт – монастыря преп. Георгия Хозевита, не менее 30-40 минут и дальше до монастыря преп.Харитона Исповедника идти придется не менее пяти часов, если еще продолжить путь, то можно дойти до Иерусалима. Почему именно здесь? Потому что вода была от Айн-Фара - горного потока чистейшей родниковой воды, проходящего здесь. А в пустыне без воды нельзя было выжить, иначе, если не пить, то можно получить обезвоживание организма вплоть до смертельного исхода.
          Здесь проходили и караваны купцов, и паломники, спешащие посетить те или иные монастыри, и многие монашествующие паломники, ищущие уединенную пещерку для совершения своих молитвенных подвигов.
          И вот однажды, монах Харитон шёл этой дорогой в паломничество в Иерусалим, чтобы помолиться благодарственной молитвой Господу за освобождение из тюрьмы. Дорога эта, где порой кроме бедных монахов, проходили и богатые купцы с караванами, навьюченными тяжестью дорогих товаров, привлекала также и различных разбойников, которые часто грабили караваны и проходящих мимо путников без охраны. А сами потом укрывались с награбленным в окрестных труднодоступных пещерах отвесных скал. Монах Харитон как раз шел по дороге в Иерусалим, когда на него напали разбойники, которые вскоре разочаровались. Потому что ничего ценного у странствующего монаха не оказалось и разбойники были из-за этого очень разозлены. Они связали Харитона, увели в пещеру и бросили его там с намерением впоследствии убить. А сами продолжили заниматься своим разбойничьим промыслом. В ожидании смерти, святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и отпила из кувшина с вином, но перепила, по-видимому, потому что срыгнула всё назад в кувшин с вином, причём вместе с ядом. Вернувшиеся в пещеру разбойники, развязали пленника, чтобы решать, что с ним делать. Обычно в таких случаях, если пленник был здоров и физически крепок, то его продавали в рабство, если же он был слабый, то просто убивали. В это время им на глаза попадается тот самый сосуд с вином, которое употребила змея, и они решили выпить вина и быстро опустошили сосуд. Вскоре яд начал действовать и все разбойники упали замертво. Таким образом, монах Харитон оказался совершенно свободным, в пещере, заваленной золотом и другими богатствами.
          Благочестивый монах рассмотрел произошедшее как Промысел Божий. Награбленное разбойниками золото, он раздал нищим в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь и основал в этом самом месте Обитель, названную позже его именем. Итак, пещера чудесного спасения была обращена в Церковь. Преп.Харитон впоследствии расширил её и соединил со следующими пещерами. 
          Кстати, это была и первая Лавра на Святой Земле, с очень строгим уставом, с молитвой, начинающейся в полночь и оканчивающейся к полудню. Трапеза совершалась один раз в день, а вареная пища предлагалась только по праздникам. Позже, стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Лаврой» о чём нам напоминают многочисленные развалины, некогда былого величия. 
          В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. Последние дни преподобный провёл в Фаранской Лавре, первой, им основанной, и здесь же завещал его похоронить. 
          Впоследствии, вместе с всеобщим оскудением монастырей гор Иудейской пустыни, Фаранская Лавра также пришла в запустение, и к XIX веку здесь были лишь развалины некогда монастырских построек и пустыня вокруг. 
          Неутомимый труженик Палестинский, бывший долгие годы начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин, неоднократно добивался покупки этого участка, среди других своих приобретений на Святой Земле. Он даже смог в пещере, обустроенной под Церковь совершить Литургию в 1871 году. Но покупку участка ему так не удалось осуществить, а в 1903 году, то, что осталось от Фаранской Лавры, было приобретено в собственность иеросхимонахом Пантелеимоном – настоятелем Афонской Русской Обители Воздвижения Креста Господня.   
          Именно иноки с Афона восстановили и заново отстроили Лавру.   Впоследствии обитель подверглась пожару и из Афонской братии остался лишь один инок о.Герасим, который снова восстановил обитель и своими руками всё носил, таскал, а когда он представился, то место это отошло к Русской Духовной Миссии Зарубежной Церкви, которая представила сюда наблюдающего иеромонаха, бывающего здесь по нескольку дней в месяц. Начальник Миссии посещает обитель на день памяти преподобного Харитона Исповедника 28 сентября. 
           Преподобный Отче Харитоне, моли Бога о нас!!!
(Отрывок из главы книги П. Платонова "Дети Израиля на Святой Земле")
Полностью главу читайте: http://palomnic.org/journal/2/pz/1/