понедельник, 31 июля 2017 г.

30 /17 июля - память святой великомученицы Марины (Маргариты) (IV)


          Святая мученица Марина[1] жила в правление императора Клавдия (ок. 270)[2]. Она родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии) и была дочерью языческого жреца Эдесия (Эдесима). Ее мать умерла, когда девочке было 12 лет, и отец вверил заботы о дочери деревенской кормилице. Общение с местными христианами и природные склонности Марины благоприятствовали росту семени истинной веры в ее сердце. Когда ей исполнилось 15 лет, любовь ко Христу была в ней столь сильна, что Марина желала только одного и помышляла только об одном – причаститься мученичеству и пролить свою кровь во имя любви ко Христу. Не скрывая своего желания, Марина не страшилась заявлять во всеуслышание, что она христианка, и высмеивала культ идолов. Этим она вызвала ненависть отца, который лишил ее наследства.
          Однажды префект Асии Олибрий, направляясь в Антиохию, увидел святую, когда она пасла стада вместе с другими женщинами деревни. Очарованный красотой Марины, он пожелал взять ее в жены и приказал своим людям привести девушку. Придя во дворец, она предстала перед магистратом, который попросил ее назвать свое имя. Дева уверенным голосом отвечала: «Зовут меня Марина, я дочь свободных родителей из Писидии, но я раба Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сотворившего небо и землю». Тогда ее заточили в темницу в ожидании большого языческого праздника, который должен был состояться на следующий день.
           Когда ее вновь привели на суд и повелели принести жертвы богам вместе со всеми, Марина ответила: «Я вознесу жертву хваления моему Богу, но никогда – вашим бессловесным идолам, лишенным жизни!» Олибрий упрашивал ее поберечь свою молодость и красоту. Но она возразила, что всякая телесная красота увядает, тогда как муки, претерпеваемые за имя Христово, украшают душу и готовят ее к вечному блаженству. Магистрат, рассерженный такой дерзостью, приказал растянуть деву на земле, бить прутьями с шипами и разрывать ее плоть железными крючьями. Кровь святой лилась обильным потоком и обагряла землю, но Марина не издала ни одного крика боли и оставалась невозмутимой, словно кто-то другой страдал вместо нее.
          После нескольких часов мучений ее бросили в темницу, где она молила Господа не оставлять ее в испытании и исповедании веры. Вдруг в темнице произошло землетрясение, выпустившее из земных недр громадного змия. Глаза его источали огонь и дым, ноздри – пламя и обильный дым, язык его был кроваво-красен, и чудовище устрашающе свистело, приближаясь к святой. Охваченная великим страхом, Марина обратилась с молитвой к Господу, нашему Спасителю, лишившему сатану силы и крестом Своим освободившему мертвых из ада. Тогда змий превратился в отвратительного черного пса, но святая, укрепленная отныне милостью Божией, схватила его за шерсть, придавила шею ногой и, взяв медный молот, умертвила ударами по голове и хребту[3].
          Яркий свет воссиял в темнице, исходя из огромного креста, на котором сидела белая голубка. Голубка опустилась возле Марины и сказала: «Возрадуйся, Марина, духовная голубка Господня, ибо ты одержала победу над лукавым и покрыла его стыдом. Возрадуйся, верная раба Господня, Которого ты любишь всем сердцем своим и ради Которого ты оставила все скоротечные земные удовольствия. Радуйся и ликуй, ибо пришел день, когда ты примешь победный венец и, облеченная им, вместе с мудрыми девами достойно войдешь в брачный покой Жениха и Царя своего!»
          Утром Марину снова привели на суд правителя. Поскольку она как никогда была тверда в своем решении, Олибрий приказал раздеть ее и жечь факелами. После этой пытки ее головой вниз бросили в чан с водой. И снова появилась голубка, неся в клюве ветвь, – и крест воссиял над чаном, откуда святая поднялась, избавившись от пут. Было слышно, как голубка произнесла: «Марина, иди к Жениху всех праведных!» Видя такое чудо, множество присутствовавших там язычников обратились в истинную веру и просили святую наставить их в учении, дарующем спасение. В величайшей ярости правитель приказал обезглавить их всех вместе со святой Мариной[4].
          Придя на место казни, мученица просила палачей дать ей время для молитвы и, повернувшись на восток, обратилась ко Господу с мольбой признать святость души и тела тех, кто встал на ее защиту. Завершив молитву, она позвала палача, дабы тот исполнил свое дело, но, охваченный благочестивым страхом, он обратился в веру Христову и отказался поднять руку на святую. Тогда Марина сказала: «Ты не поможешь мне, если промедлишь с исполнением того, что тебе приказали». Дрожащей рукой он отрубил ей голову.
          Некий христианин по имени Феотим, который тайно приносил святой пищу в темницу, пришел за ее телом и достойно похоронил. В эпоху крестовых походов (1204) мощи святой Марины почитались в Константинополе в церкви Христа Всевидящего (Пантепопта).
[1] Четьи-Минеи называют ее великомученицей. Она широко почитается на Западе под именем св. Маргариты.
[2] Согласно другим источникам, во время преследований при Диоклетиане.
[3] В древней версии «Мученичества» рассказывается, что демон по имени Руф, появившись в виде ужасного змия, разинул пасть и проглотил святую. Но та осенила себя крестным знамением, которое разорвало утробу чудовища, так что святая невредимой вышла из нее. Тогда появился второй бес и, приведенный в ужас молитвой Марины, молил святую пощадить его. Та снова перекрестилась и схватила беса за бороду, а затем сама разбила ему голову ударом медного молота. По требованию святой он признался, что имя его Веельзевул и что он сын Сатанаила (это имя происходит от Самаила иудейских апокрифов). Этот эпизод, который, как кажется, вдохновлен апокрифическим «Евангелием от Варфоломея», с незначительными отличиями встречается также в «Страдании св. Иулиании Никомидийской» (память 21 декабря).
[4] Согласно одной из версий «Мученичества», их было 15 тысяч, что позволяет отождествить их с мучениками, почитаемыми 16 июля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий