четверг, 21 декабря 2017 г.

ВЧК: семь фактов об организации, которую все боялись

          20 декабря 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР, ВЧК – главный орган красного террора, «карающий меч революции». Народ откликнулся поговоркой: “ЦК – цыкает, ЧК – чикает”.
Меч для саботажников
          Взяв в октябре 1917 года власть в столице, большевики и левые эсеры столкнулись с тем, что Петроградский военно-революционный комитет не приспособлен для наведения порядка. Тем временем на улицах царил хаос: там грабили, винные лавки и склады регулярно громили мародеры, чиновники не выполняли распоряжения новой власти.
          Последней каплей стала телеграмма Малого совета министров бывшего Временного правительства, перехваченная 18 декабря. В ней все госслужащие России призывались к гражданскому неповиновению. Вот тогда Совнарком на внеочередном заседании и учредил ВЧК.
Куратором ВЧК был Ленин
          Отцом-основателем нового учреждения был председатель СНК РСФСР Владимир Ульянов-Ленин, который и составил проект декрета о создании ВЧК. В нем предписывалось в первую очередь бороться с буржуазией и прочими имущими классами, предпринимающими “отчаянные усилия для подрыва революции”.
          Чрезвычайка напрямую подчинялась Совету народных комиссаров и Ленину как его руководителю. Уже 21 декабря 1917 года он отдал распоряжение, чтобы аресты противников революции производились “с большой энергией”.
          Именно он первым поставил вопрос о бессудных казнях, как методе работы чекистов. 27 января 1918 года, выступая по поводу борьбы с голодом, он заявил: “пока мы не применим террора – расстрел на месте – к спекулянтам, ничего не выйдет”.
          А 26 июня 1918 года Ленин пенял ЦК РКП(б) за то, что удержали питерских рабочих, которые хотели ответить на убийство комиссара печати и пропаганды Володарского массовым террором: “Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример коего решает”.
          Летом 1918 года он призвал начать на местах “беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев”.
          19 декабря 1918 года по предложению Ленина ЦК РКП(б) издал постановление, в котором официально запретил любую критику деятельности ВЧК на страницах партийной и советской печати.
          И только после окончания гражданской войны, в декабре 1921 года, «вождь мирового пролетариата» предложил ограничить деятельность ВЧК, передав ее «чрезвычайные полномочия» в Наркомат внутренних дел. 6 февраля 1922 года ВЧК превратилась в не менее печально известное Главное политическое управление при НКВД (ГПУ).
Начало истории ВЧК называют «романтическим» периодом
          Первый период истории этой организации исследователи называют «романтическим». Чекистов было чуть более двух десятков, действовали они только в Петрограде, хотя в их задачи входило «пресечение саботажа и контрреволюции» по всей России.
          Кроме того в отсутствие полицейского аппарата, разогнанного еще Временным правительством, им приходилось заниматься еще и уличной преступностью: сохранилось распоряжение Дзержинского проверить одну подозрительную квартиру, где собираются спекулянты и играют в азартные игры.
          Поначалу сотрудники ВЧК вели лишь предварительное расследование. В первые два месяца они зачастую ограничивались профилактическими беседами с задержанными и отпускали их, взяв подписку, что те не будут больше «бороться с советской властью». Делалось это не только из «гуманных побуждений», но и чтобы склонить как можно больше специалистов к сотрудничеству.
          Романтиком поначалу был и сам председатель ВЧК, в январе 1918-го просивший штаб красной гвардии выделить на работу в банковский подотдел несколько человек “красногвардейцев, сознающих великую свою миссию революционеров, недоступных ни подкупу, ни развращающему влиянию золота”.
Первые казненные – чекисты-самозванцы
          Всё изменилось с началом наступления германской армии. В ответ Совет народных комиссаров 21 февраля 1918 года принял постановление “Социалистическое Отечество в опасности!”. В нём предписывалось расстреливать на месте «неприятельских агентов», спекулянтов, хулиганов, громил и «контрреволюционных агитаторов».
          Исполнение было возложено на ВЧК – чекисты получили полномочия для внесудебных казней. И уже 26 февраля были расстреляны самозваный князь Константин Эболи де Триколи и его сообщница Франциска Бритт – эти налетчики, совершая убийства и грабежи, выдавали себя за чекистов. При обыске квартиры “князя” были обнаружены драгоценности, золото и произведения искусства, похищенные из Зимнего дворца.
          А 28 февраля были расстреляны еще два бандита, представлявшиеся сотрудниками Дзержинского.
Красный террор развязал чекистам руки
          Переломным моментом в истории ВЧК стал мятеж левых эсеров в июле 1918 года в Москве, Ярославле, Рыбинске и Муроме, а затем убийство председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого и покушение на Ленина на заводе Михельсона, в которых тоже обвинили эсеров.
          Несмотря на то, что все выступления были жестоко подавлены, а стрелявшие в Ленина и Урицкого почти сразу же казнены, большевики решили воспользоваться моментом и заодно свести счеты со всеми врагами – настоящими и мнимыми.
          5 сентября 1918-го Совнарком постановлением “О красном терроре” резко расширил карательные полномочия ВЧК – чекистам позволялось заключать подозреваемых в концентрационные лагеря и тюрьмы на срок до шести месяцев, брать заложников, расстреливать людей по малейшему подозрению в контрреволюционном заговоре. При этом речь шла, как о представителях буржуазии, так и о членах социалистических партий.
          В совместно разработанной ЦК РКП(б) и ВЧК инструкции указывалось на недопустимость того, чтобы “трупы попадали в нежелательные руки”. “Ударниками” стали питерские чекисты, расстрелявшие в начале сентября 1918 года сразу 512 представителей дореволюционной элиты.
          Видный чекист Мартын Лацис в еженедельнике ВЧК “Красный террор” в ноябре 1918 года так объяснял коллегам сущность методов борьбы: “Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого”.
Были большевики, предлагавшие распустить Чрезвычайку
          Всероссийская чрезвычайная комиссия, наводившая ужас на обывателей, довольно быстро стала вызывать опасения и у самих большевиков. Ведь чекисты одновременно исполняли функции следователей, судей и палачей.
          При этом ВЧК не только боролась с контрреволюцией и спекуляцией, но и занималась международными связями, железными дорогами, армией, местами заключения и многим другим. Был даже отдел по борьбе “с враждебной деятельностью церковников”. Чрезвычайка напоминала государство в государстве, которое в любой момент могло обрушить свой революционный меч на голову любого.
          Это привело к тому, что осенью 1918 года, в разгар красного террора, ряд видных большевиков – в частности, Николай Бухарин, Михаил Ольминский и Григорий Петровский – выступили с критикой грозной организации.
          Дзержинскому заявили о произволе, творимом в ВЧК “преступниками, садистами и разложившимися элементами люмпен-пролетариата”. Дальше всех пошел председатель Моссовета Лев Каменев, который потребовал вообще распустить Всероссийскую чрезвычайную комиссию.
          Спас ВЧК Ленин, объявивший, что он полностью поддерживает организацию, подвергшуюся по его словам, “несправедливым обвинениям со стороны ограниченной интеллигенции”, которая не может взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе.
Руководство ВЧК предвидело свою судьбу
          На заседании Совнаркома, когда решался вопрос о председателе ВЧК, Ленин выдвинул кандидатуру Дзержинского, назвав его “пролетарским якобинцем”. После заседания Феликс Эдмундович грустно заметил своему заместителю Янису Петерсу, что если он теперь Робеспьер, то Петерс, по-видимому — Сен-Жюст. Шутка не вызвала у обоих смеха.
          Как известно, оба деятеля Великой Французской революции некоторое время всевластно распоряжались судьбами сограждан, безжалостно отправляя сотни людей на гильотину. И оба в 1794 году пали жертвами запущенного ими кровавого конвейера.
          В 1937-41 годах в ходе «чистки чекистских рядов» был расстреляно большинство тех, кто в годы гражданской войны составлял руководящее ядро ВЧК – Янис Петерс, Глеб Бокий, Артур Артузов, Михаил Кедров, Иосиф Уншлихт, Меер Трилиссер, Григорий Мороз, Абрам Беленький, Василий Манцев, Иван Павлуновский, Василий Фомин, Мартын Лацис.
          Самому Дзержинскому повезло – он скончался от сердечного приступа 20 июля 1926 года, не дожив до эпохи “большого террора”.
Автор: Сергей Варшавчик

1 комментарий: