воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Как отличить конструктивную критику от обесценивания


          Вы начинаете новый проект: открыли свою студию, организовали серию мастер-классов, завели интересный блог на близкую вам тему… И вот, буквально в первые же пару месяцев получаете резко негативные отзывы.       
          Из них можно сделать вывод, что вам стоило бы все бросить и подыскать себе другое занятие. Почему так происходит, и можно ли считать это конструктивной критикой?
          Вот вы, окрыленная первыми шагами, заходите на свой сайт или страничку в социальной сети и читаете что-нибудь, обидное до слез. Что вы просто дура, и это еще мягко сказано. Что вы заигрались в начальника (организатора, психолога, преподавателя, журналиста - подставить нужное), явно ничему не учились, ничего не понимаете в теме и вообще для выбранного дела не подходите.

          Нормальна ли эта ситуация? Нет, совершенно ненормальна. Будет ли она происходить? К сожалению, да. Такое может случиться с каждым с большой вероятностью - и увы, с новичками, которым больше других нужна поддержка и похвала, она происходит чаще всего. Однако это не означает, что себя не нужно защищать. И не слушайте доброхотов, которые будут говорить вам о "принятии критики" и праве каждого свободно высказывать свое мнение. Цивилизованная критика принципиально отличается от обесценивания, оскорбления и гадостей. И, кстати, даже конструктивная критика далеко не всегда полезна.
Отличить критику от обесценивания и принижения
          Критика может быть болезненна или не очень, конструктивна или не конструктивна. Об этом - в следующих пунктах. Но прежде всего нужно различать критику и банальное унижение. Все, что содержит переход на личности, - это обесценивание и унижение. "Не понимаю, почему разведенная женщина пишет об отношениях, чему у нее можно научиться?". "С такой внешностью работать стилистом? Она себя в зеркало видела?". Это бессмысленные оскорбления, и ничего больше. Все, что содержит принижающие оценочные суждения с позиции сверху: "Автор словно ребенок", "Боже, как наивно!", - обесценивание.
          Все, что содержит ярко негативные эмоциональные суждения без каких бы то ни было отсылок к фактам, - не ваша проблема. Пример: "Увидел это и захотелось плакать". Вы не можете отвечать за чувства другого человека, а если он не объяснил, как именно его слезы связаны с вашей деятельностью - такие отзывы вообще можно пропустить. Это манипуляция чистой воды. Про бранные слова можно, наверное, и не говорить.
Что делать с такими отзывами?
          По максимуму оградите себя от унижений. Вы не обязаны их терпеть. Игнорируйте, забаньте, покиньте помещение как можно скорее. Это лучший выход. Переход на личности, оскорбления, попытка унизить - это все признаки полной социальной неадекватности. Зачем вам неадекватный человек поблизости? Если можете - заблокируйте, нет - игнорируйте. При онлайн-общении не вступайте в дискуссии, не отвечайте на комментарии. В реальной ситуации как можно скорее уходите и, если есть такая возможность, постарайтесь больше не пересекаться. Контакт нужно прервать, он токсичный и просто не может ничем быть оправдан.
          Хорошего сотрудничества у вас не выйдет, даже если это потенциальный инвестор и он предлагает вложить деньги в ваш проект. Человек неадекватен уже на этом этапе, с ним нельзя выстраивать никакое сотрудничество. Хуже, конечно, если это ваш начальник на постоянной работе, родственник, близкий знакомый. Все равно - ищите способ сменить работу или не обсуждать свой проект с конкретными людьми. Дело не в том, что проект плох. Это с людьми, которые ведут себя подобным образом, что-то не так. Вам не обязательно находиться с ними рядом.
Когда критика вроде бы рациональна
…это все равно не значит, что к ней непременно нужно прислушиваться.
          Если вы начинаете новое дело, критики будет много. И вот в чем фокус: совершенно необязательно она поможет вам стать лучше и развить свое дело. На начальном этапе она скорее подрежет вам крылья и собьет собственное чутье.
          Самые частые фразы, которые может услышать человек на старте нового проекта: "Для этого нужно много умений (денег, связей)". Предполагается, что у вас этого нет, даже если собеседник не говорит об этом напрямую. Это тоже своего рода обесценивание, только скрытое.
          Еще один распространенный комментарий: "Это сейчас все делают, ты просто сделаешь еще один клон". И что? Вполне возможно, у вас будет много клиентов (учеников, читателей, покупателей), которым по каким-то причинам подойдете именно вы. "Сейчас такого много" еще ничего не значит. Сделанный с душой магазинчик кофе или научно-популярный лекторий привлечет свою аудиторию.
А как же выглядит правильная обратная связь?
          Во-первых, она конкретна. Если вы делитесь своей идеей, а человек в ответ начинает рассказывать, что у вас ничего не выйдет - это по определению не конструктивно. Другое дело, если вы попросили дать обратную связь: не слишком ли оптимистичен ваш план, не понадобится ли больше денег или времени, что еще можно улучшить, как привлечь людей?
          Второй признак "хорошей" обратной связи - она направлена на доработку и улучшение вашей идеи. То есть не имеет скрытой цели напугать вас и заставить от всего отказаться, потому что это слишком долго, слишком сложно и вообще - вчерашний день и никому не интересно.
          Еще один признак: грамотная обратная связь, даже если содержит элемент критики, скорее вдохновляет. Вы чувствуете, что вас и вашу идею приняли всерьез. Собеседник уважает ваше видение и вашу цель и готов помочь. С таким подходом критика не ранит, она превращается из негативного отзыва в помощь. Все, что заставляет вас чувствовать себя бессильным и неумелым, не заслуживает внимания.
          Есть один случай, когда грамотная обратная связь может быть болезненна: в том случае, если вы допустили серьезную ошибку. В работе с людьми это связано с тем, что вы намеренно или случайно кого-то обидели или обошли вниманием, человек почувствовал себя плохо. В текстах это может быть дискриминация некой группы людей, неудачное слово или выражение, которое является принижающим, или невольное раскрытие личной истории, которого человек не хотел и не ждал от вас, и так далее. В таком случае отзыв может быть достаточно резким, но его стоит принять к сведению.
          Отличие этой ситуации от обесценивания: даже если обиженный сильно уязвлен, он будет писать о конкретной ситуации и о своих чувствах в этот момент, а не о вашей затее в целом. Если вы сомневаетесь, действительно ли обидели кого-то или человек, как говорят, пришел "обидеться об вас" - можно пересказать ситуацию одному или двум близким людям, мнению которых вы доверяете. Такой отзыв стоит принять всерьез и учесть на будущее. Но разрушать ваше чувство самоценности он не должен. Ошибки делаются для того, чтобы учиться на них в дальнейшем, но не для того, чтобы отчаиваться и все бросать.
Автор: Яна Филимонова
Материал по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий