четверг, 18 января 2018 г.

Расточительный Бог


          Расточительство – как же мы не любим это слово и то, что оно обозначает! Ведь все, что у нас есть, мы зарабатываем в поте лица своего, и потому им дорожим. Мы учим детей съедать все, что лежит у них в тарелках, просим жену выключать свет, когда она выходит из комнаты, и возмущаемся теми издержками, без которых не обходится ни одна власть – от муниципальной до федеральной. Но еще больше нас огорчает, когда нам кажется, что кто-то впустую тратит дарованную ему жизнь, и нам не дает покоя мысль: а вдруг и мы делаем то же самое?
          Конечно, я не призываю пускать свое добро на ветер, но хочу поделиться одной простой, но, на мой взгляд, глубокой догадкой: наш Бог – сам расточитель. Казалось бы, какая недопустимая дерзость! Но разве не об этом идет речь в притче о сеятеле в восьмой главе Евангелия от Луки?
          Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Евангелие от Луки, гл. 8, стихи 4-8).
          Семя – это слово Божие. Тогда обочина, где его склевали птицы, – люди, которые слышат это слово, но не успевают на него отреагировать: их тут же отвлекает сатана. А каменистая почва – те, кто слышат слово и даже радуются ему, но оно у них «не приживается»: приходит время испытаний, и его слабые, лишенные корней ростки чахнут и гибнут. Тернии – люди, позволяющие заботам, удовольствиям и искушениям вытеснить полноту слова Божия из своей жизни. Но есть и добрая земля, где семя может прорасти и дать плод. Христос объясняет, что это – те люди, которые обладают честными и добрыми сердцами и терпеливо растят в них ростки своей веры.
          В чем же расточительность Бога? Смотрите сами: есть четыре участка земли, и только один из них плодороден. Значит, три четверти своих семян Господь потратил зря. Три четверти! Разве это не расточительность? А Он все продолжает сеять, хотя три четверти Его трудов заведомо не принесут плода. Такое вот изобилие милости Божией по отношению к нам.
          Честно говоря, иногда и мое сердце не воспринимает Его слово. И я позволяю житейским заботам отвлечь меня от самого главного. И я бываю бесчувственным и черствым. Но и мое сердце бывает мягким и чувствительным, способным приносить плоды. И только расточительный Бог не перестает сеять свои семена, сколько бы я их не загубил.
          Вот уже двадцать пять лет я принимаю исповедь. Люди приходят ко мне со всеми своими духовными, физическими и эмоциональными проблемами. Очень часто они, «по привычке» живя в грехе, впадают в уныние, боятся, что Господь от них отвернулся, считают себя ни на что не годными. Что я могу им сказать? Что посоветовать? Я лишь повторяю: доверьтесь милости Божией.
          Об этом говорят и святые, и отцы Церкви. Что бы мы ни сказали, что бы ни сделали, они убеждают нас никогда не отчаиваться и не сдаваться. Они-то сами хорошо ощущали «масштаб» милости Божией и в своей жизни надеялись только на нее.
          Давайте постараемся сделать почву наших сердец мягкой и будем терпеливо ухаживать за ростками благодати Божией. И, может быть, все же поймем намек и станем такими же, как Бог, расточительными – в нашей любви к супругам, детям, соседям, братьям и сестрам во Христе, ко всему миру. А главное, ни в коем случае не верить в то, что наши грехи могут оказаться больше милости Божией – потому что это уничтожит внутри нас семена благодати. Помните: Бог – расточителен! И слава Богу!
Автор: священник Иоанн Мозес
 Перевела с английского Дарья Прохорова
Справка: Отец Иоанн служит в церкви Святых жен-мироносиц в городе Харрисонберге, в штате Вирджиния, США (Русская Православная Церковь Заграницей). С 2008 года он ведёт блог «Рассуждения неотёсанного батюшки», где простым и доступным языком разбирает евангельские сюжеты и христианские понятия.