понедельник, 1 января 2018 г.

Как сделать Рождественский вертеп

          До праздника Рождества Христова есть еще время. Но подготовка к нему идет уже полным ходом. В детских садах и школах готовятся рождественские постановки, разучиваются стихи и песни, ребята занялись уже изготовлением игрушек для украшения рождественской елки и подарков, которые, согласитесь, за один вечер не смастеришь. А кто-то решил попробовать сделать к празднику Рождественский вертеп.
          Рождественский вертеп – это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, Малой и Белой Руси более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов – группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его делали как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
          редставлял собой деревянный ящик в виде домика (можно сделать его и картонным). У него не было одной стенки – той, что обращена лицом к зрителю. В старину вертепные короба делали большими: до 1,5 м в высоту и в ширину. Ящик этот напоминал пещеру, в которой родился Божественный Младенец.
          Вертепные ящики хранили как реликвии много лет и показывали на каждое Рождество. Вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов, использовались в течение одних святок.

Рождественский вертеп Нижнетагильского театра кукол
          Часто вертеп делали многоярусным. Внешне он мог быть похож на храм или часовню, для этого над коробом сооружали куполообразную крышу с крестом. Коробка могла закрываться дверцами. Сцену, напоминавшую балкон, обрамляли тканью, бумагой, резными украшениями, укрепленными на тонких палочках. На заднике помещалась икона Рождества Христова или икона Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом. Внутри изображались окна, стенки украшалась наклеенными или нарисованными крестами, звездами; иногда внутри вертепа писались композиции на библейские сюжеты. Верхний ярус отделялся от нижнего промежутком, затянутым ярко расписанной бумагой: по розовому фону белой краской были нарисованы гирлянды белых цветов и зеленых листьев. Вертеп был нарядным.
          Куклы-персонажи делались из дерева, картона, цветной ткани. Для изображения волос, усов, бороды использовались кусочки овчины, шерсть, лен. Крепились куклы на деревянных или металлических стержнях, при помощи которых кукол водили по прорезям, сделанным в ярусе-сцене. Чтобы скрыть от глаз зрителя прорези-щели, сделанные в полу, пол кукольного ящика выстилали пушистой заячьей шкуркой. Куклы могли управляться и прутом сверху или веревочками, как марионетки. Прут для вождения кукол удобнее всего делать в локоть длиной. При вождении куклы прут должен упираться в пол сцены, иначе кукловоду трудно будет определить высоту, на которой находится кукла. Вверху прута лучше сделать ручку, чтобы удобнее было его держать. Особенно изобретательные мастера умели делать фигурки с подвижными деталями, чтобы действие имело более живой характер. На уровне кукольных плеч для крепления прута делали крестовину из деревянной палочки, обмотанной нитками, смазанными клеем.
          Размеры кукол определяются, конечно, размерами сцены и вертепного ящика. Но не рекомендуется делать куклы по размеру больше кисти руки или меньше длины пальца. Детали кукольных лиц и одежд могут быть или тщательно проработаны или только обозначены (по желанию создателей вертепа).

Куклы Рождественского вертепа Рахиль и царь Ирод
          В центре вертепа помещали икону или аккуратно, с благоговением сделанные фигуры Матери Божией, Иосифа-Обручника, Младенца, положенного в ясли (если вертеп делали двухэтажным, то эти изображения располагались в верхнем ярусе). Сцена Рождества освящала все действо: явление Ангелов пастухам, приход пастухов, а потом и волхвов поклониться Божественному Младенцу. На фоне пещеры, где родился Спаситель разворачивается первая сцена вертепного действа. В конце действа эта сцена показывалась вторично при зажигании Вифлеемской звезды.
          Для представления вертепа изготовлялись куклы:
2 Ангела в длинных одеждах голубого или белого цвета. В руках у одного Ангела цветущая ветвь, у другого – колокольчик. На сцене Ангелы появляются трижды: в первой сцене, прославляя Бога и сообщая радостную весть о рождении Спасителя пастухам, затем во второй сцене. Сообщая Рахили, что ее дитя взято на небо, и в заключительной сцене действа.
2 пастуха – старик и юноша, одетые в кафтаны (ворот кафтана можно украсить вышивкой), ситцевые штаны, обутые в черные сапоги, на плечах у старика теплая накидка. К фигуркам пастухов прикрепляются фигурки овечек: к одному черная, к другому белая.
3 волхва. Фигурки в ярких одеждах из блестящих тканей, с бородами и чалмами на головах. Можно закрепить фигуры всех трех волхвов на одном пруте. Выходят они трижды: в первый раз, призванные Иродом, второй раз – поклоняясь Младенцу и Его Матери, третий раз – в конце действия для общего поклонения Спасителю.
Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла с зубчатой короной, оклеенной золотой бумагой, с черной бородой и усами, с грозным выражением лица.
Воины. Одна или две красочные куклы, могут быть в латах (как римские легионеры) или в кафтанах (как опричники). В руках у воинов – пики. Выходят воины дважды в одной и той же сцене: сначала на зов Ирода, потом приводя к нему Рахиль.
Рахиль. Кукла, изображающая женщину с младенцем на руках. Появляется во второй сцене.
          В народном вертепе были еще фигурки смерти и злых духов, уносящих Ирода в преисподнюю, но без этих персонажей в детской постановке вполне можно обойтись.
          Нижний этаж (вертепы попроще обходились без нижней сцены) представлял собой покои царя Ирода с царским троном, оклеенным блестящей бумагой или фольгой. Ирод во время действия сидел на троне или стоял около него. Действия на нижней сцене начинались с появления Ирода и прихода к нему трех волхвов с вестью о чудесной звезде и рождении Христа. После ухода из дворца Ирода волхвы отправляются поклониться новорожденному Спасителю и Его Матери.
          Ангельский хор в конце представления снова прославляет Бога, пастухи и волхвы поклоняются Спасителю.
          Все вертепное действо длилось от 10 до 20 минут в зависимости от текста и музыкального сопровождения. Показ вертепа сопровождался исполнением духовных стихов, ирмосов Рождественского канона, рассказом о Рождестве Спасителя. Сцена и куклы освещались лампами. Один или несколько кукловодов находились за коробом, оттуда водили куклы, говорили текст. Получалось, что те, кто брался приготовить вертеп к Рождественскому празднику, оказывались одновременно оформителями, драматургами, режиссерами, музыкантами, исполнителями праздничного сценического действия.
          Попробуйте всей семьей или с группой детей приготовить и показать вертепное действо.
Автор: Ольга Потаповская
Источник: журнал "Покров"