понедельник, 26 февраля 2018 г.

Почему православные почитают иконы?


          Торжество Православия - победа над ересью иконоборчества и окончательное признание Благодати Божьей во святых иконах.
          Каждый человек, в особенности - русский, во многом живёт чувственными образами …
          Мирянам и даже не очень воцерковлённым, однако, всё-таки носящим нательный крест, и особенно, тех, кто считает себя русскими, следует знать смысл праздника.
          Главным в этом празднике является признание Константинопольским собором 843 года святых икон, но дело тут гораздо шире и глубже.
          Итак, почему православные почитают святые иконы?
          В IX в. нашу Церковь постигли великие испытания, когда ересь иконоборчества поразила её в самом сердце Православия - Византии. Тогда обращение христианина ко святым образам называли «идолопоклонничество»! Но Константинопольский собор 843 года поставил в этой печальной странице истории нашей Церкви точку, и это был переломный Её момент в отношении к ересям вообще.
          Действительно, смотрите, ведь у каждого здорового человека есть зрение. Как только Бог воплотился, то от Рождества Христова человек и мог Его лицезреть. Все святые, все события, изображаемые на иконах, были видимы плотским зрением, некоторые образы - духовным зрением великих святых.
          Первая икона - Нерукотворный образ Спасителя, когда сам Господь, омыв лицо, утёрся полотенцем, на котором чудом запечатлелся Его лик. И этот образ - исцелил больного царя Эдессы Авгаря - по его вере.
          И уходя, Господь тоже оставил нерукотворный образ, запечатлевшийся на простыне («Туринская плащаница»), в которую было обёрнуто Его Пречистое уже бездыханное тело после снятия с креста.
          Много людей видели Его умершим, а ещё больше - воскресшим.
          И поэтому ни один христианин не сомневается в телесной, человеческой смерти Христа, и в его - уже Божественном - воскресении. И Божественная Благодать Святого Духа, исходящая от святых икон - двухтысячелетняя практика МИЛЛИОНОВ людей и целых держав, и нашей Российской державы!
          Одним же из первых рукотворных иконописцев был Апостол и Евангелист Лука. Это из-под его кисти вышли такие почитаемые образы Божьей Матери с Богомладенцем, как Владимирская, Смоленская, Тихвинская. Обращение наших великих предков ко Владимирскому образу предотвратило набег на Русь кровожадного Тамерлана.
          А спасение Руси и Москвы от внутреннего предательства, польско-жидовской интервенции в 1612 г. по молитвам перед образом Божьей Матери «Казанская», и много-много другой помощи - как от «оригиналов», так и от списков, включая дважды и при большом числе свидетелей избавление Казани от чумы по молитвам перед местночтимым образом Божьей Матери «Смоленская Седмиезерная»?! И вот интересно: а помнят ли об этом сейчас казанцы и жители Семиозёрки, что под Казанью в десятке километров?!
          Даже в моём родительском деревенском доме «Смоленская Седмиезерная» в красном углу, ещё от прежних хозяев осталась. И не будь её - куда нам, сирым и немощным обращаться?
          Прозрения памяти нам всем, потомкам Великой Святой Руси!!!
          И это прозрение памяти - часть Благодати Бога - Святого Духа, которая, как и весь бесконечный Мир Божий, доступна каждому земному человеку, а в помощь всем нам в этом - Святая Церковь и Святые иконы!
          А вот теперь, оставив эмоции, давайте вдаль посмотрим и копнём поглубже.
          Каждый человек во многом живёт чувственными образами, смею утверждать, что в особенности - русский человек. Почему русский - более других - потом, не будем распыляться, а примем это за аксиому, тем более, мало кто возьмётся спорить.
          Так вот, когда мы слышим пение птиц или вдыхаем ароматы цветов на лугу, ощущаем свет и тепло, исходящие от Солнца, или тёплые потоки воздуха вечером у реки после жаркого дня под журчание её струй, то это - образы рая, который неизмеримо прекраснее всего земного. И это дано каждому - с детства. Ласковый голос родителей, их прикосновения - образы прикосновения к ребёнку Бога Всемогущего и Вселюбящего! И мне в этой связи непонятно, как родителям можно оставлять крещение и в целом приобщение младенцев к Церкви на их усмотрение, когда вырастут?!
          Отсюда - и богатство образов и символов в Русском Православии, лишить которого нас или сеять нам какие-то сомнения могут только враги русского народа и России.
          Начиная от внешнего облика наших храмов, их внутреннего убранства, устройства алтаря, всё, всё, всё пронизано символами и образами, подлежащими чувственному человеческому восприятию - вплоть до мелких деталей одежды священников и ароматов для кадила.
          И вот глобальный вопрос: а заменяет ли это всё чувственное и символично-образное в нашей Церкви и шире – в нашей жизни – сами ОРИГИНАЛЫ? Богородицу, святых, ангелов Божьих и все Его честные небесные силы? Самого Бога, тоже ведь чувственно явившегося нашим предкам во время крещения Господа нашего Христа Иисуса во всех трёх лицах, дабы мы, земные люди, уже более и не сомневались никогда?!
          Ответ: НЕ заменяет. Ясное дело, и в принципе заменить не может.
          Воспринимать святые иконы и все символы и образы нашей Матери – Церкви следует нам русским, очевидно, как кнопку звонка перед дверью нашей души. Вот, придёт Господь, позвонит… И дальше – ты, лично ты, а не какой-то другой посторонний человек – с Господом. А нет кнопки – Господа у тебя никогда и не будет!
          Ну, да ладно, к земному вернёмся, к образам и символам, к чувственному, люди же.
          Пересилив утреннюю дрёму подымаемся, одеваемся, идём ко храму на утреннюю – звон с колокольни подсказывает, что если и опаздываем, то не на долго. А также о том, что была и заутренняя, народ здесь молился за всю Россию и за нас каждого в то время, когда мы все (большинство) ещё безмятежно спали.
          Подходя, видим зримые символы, золото куполов и крестов, слышим этот божественный звон, дерзаем, входим. Обходя иконы и ставя свечи, становимся на своём месте, внимаем…
          Служба, чтение святых текстов, святые моменты литургии… И самое главное – Причастие – для всех крещённых – доступная благодать.
          В день Торжества Православия – молебен праздничный, прихожане подают записки помянуть близких – священство поминает.
          Выходишь из церкви через каких-то два часа службы – та же ясная погода, день уже в разгаре. Облик храма снаружи играет новыми цветами.
          Но десятью минутами ранее священник после проповеди просил прихожан помочь прибраться и побелить храм изнутри и о воскресной школе позаботиться – стройка, бездонные расходы...
          Мальчик маленький: «Мама, папа, в воскресную школу теперь пойдёмте!»
          Из трубы помещения старой покосившейся воскресной школы храма – дымок живой, ждут там детишек на ученье, а и их родителей – на чай.
          …Американским протестантам – легко. За стол сели, глаза закрыли, сморщив лица в зримых потугах, и давай «с богом разговаривать» - восхвалять, благодарить, просить.
          У нас, православных – ПРАВИЛА, нам посложнее. Но святых образов у нас не отнять никогда и никому!
Автор: Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, 
председатель Казанского отдела «Русского Собрания»

Комментариев нет:

Отправить комментарий