вторник, 1 мая 2018 г.

Витебск: город-феникс

          По преданию, этот город основала сама княгиня Ольга. Во время Великой Отечественной войны он был уничтожен на 90 % и, по заключению комиссии Красного Креста, восстановлению не подлежал. Его герб — единственный в Белоруссии, на котором изображен Иисус Христос, и при этом город несколько раз оставался без православных храмов. За свою историю город находился на территории пяти стран. В 1960-х годах там продолжали уничтожать древние церкви XII века. Это красивый город с уникальной историей. Это город, который всегда восстает из руин.

История
          История города тесно связана с историей Православной Церкви. Начать хотя бы с того, что по преданию Витебск основала святая княгиня Ольга. Первое упоминание города в Мос­ковском летописном своде относится к 1021 году, и к этому моменту город уже существовал. Название города пошло от реки Витьбы, которая впадает в Западную Двину. На этом месте люди селились уже с каменного века. За свою историю город находился на территории пяти стран: Российской империи, Речи Посполитой, Великого Княжества Литовского, СССР и Республики Беларусь. В конце XVI века произошло сразу несколько важных событий, которые коснулись как административного, так и духовного уклада жизни Витебска: Брестская уния ( В конце XVI Витебск находился в составе Речи Посполитой — католического государства. Король насаждал религию на всей территории, в том числе и там, где население изначально было православным. Чтобы сделать переход проще, там насильно насаждалась уния — соединиение православной и католической традиций. При этом сохранялись обряды Православной Церкви, но принимались догматы Католической. Вся церковная власть переходила в подчинение Римского Папы. — Ред.) и дарование Магдебургского права (Магдебургское право (нем. Magdeburger Recht) — право на са­мо­управление, которое давало значительные привилегии жителям. Например, они освобождались от повинностей. В городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат и строилась ратуша. Фактически это была мэрия города. — Ред.). Первое почти на два века насильно отторгло от Православия значительную часть населения города, а второе дало ему возможность решать самостоятельно экономические и общественно-политические вопросы.
          Тогда же городу присвоили необычный герб — изображение Иисуса Христа в профиль и меч. Если не знать настоящее значение этого изображения, можно подумать, что это «иллюстрация» слов Спасителя: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34). Но нет: дело в том, что эта территория издревле считается богоспасаемым местом. Витебск постоянно разрушался — все войны, которые шли с Запада на Восток и обратно, проходили через город, но при этом он всегда возрождался из пепла. Как это было в том числе после Великой Отечественной войны.
«Восстановлению не подлежит»
          Оккупация Витебска фашистскими войсками произошла в самом начале Великой Отечественной войны — уже 10 июля 1941 года они вошли в Витебск. В этот момент население составляло примерно 150 000 человек. Освободили город 26 июня 1944 года и к этому времени там осталось около 100 человек… Город был разрушен более чем на 90 %. В сентябре 1944 года комиссия Красного Креста посетила Витебск и вынесла вердикт: «Восстановлению не подлежит». Тем не менее город не только не превратился в заброшенные руины, но и значительно вырос как по площади, так и по населению — сейчас оно составляет более 370 000 человек.
Витебский эксперимент
          В 1920-х годах местное правительство решило превратить Витебск в первый в СССР город-атеист. На тот момент действовало больше 30 храмов — к середине 1930-х годов закрыли все. Так продолжалось вплоть до Великой Отечественной войны, во время которой были открыты два храма. Но и после войны атеистический натиск не прекращался — в 1960-х годах продолжали взрывать и разрушать древние храмы. Казалось, что с религией в этом городе покончено.
          Все изменилось в 1990-е годы, когда началось возрождение церковной жизни. К этому времени в Витебске действовал всего лишь один храм — остальные были либо уничтожены, либо закрыты. К сегодняшнему дню удалось отстроить более 20 храмов и до сих пор строятся новые. Но самый необычный храм только предстоит построить: у епархии есть грандиозные планы возродить древнейшую каменную постройку на территории современной Белоруссии — Софийский собор.
София Витебская
          Звучит это название пока что странно — такого храма никогда не было в городе. Ближайшая София есть в Полоцке — вернее то, что от нее осталось. Во время Северной войны (1700-1721), часть боевых действий которой происходило на этой территории, храм был взорван, и от него остались только фундамент и часть стен. Новый собор XVIII века построили униаты — в западном стиле виленского барокко, переориентировав алтарь с востока на север. В 1839 году в городе Полоцке состоялся собор, на котором, «отторгнутые насилием…» в унию были «возвращены любовью» в лоно Православной Церкви, после чего Софийский собор вновь стал православным. Собор переосвятили в качестве православного храма только в 1839 году, когда унию на территории нынешней Белоруссии ликвидировали. Окончательно собор закрыли в 1920-е годы, превратив его в музей-заповедник. Сейчас там служат только раз в год на праздник преподобной Евфросинии Полоцкой (5 июня).
          В 2002 году по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия (Дроздова) в Витебске сформировалась православная община Софийского собора, который планируют построить в центре города по образу храма XI века. Проект нового Софийского собора в Витебске одобрил Патриарх Кирилл: «Благословляю воссоздание храма Святой Софии, великого памятника, свидетельствующего об истоках православного христианства на Белой Руси».

Современный вид центра Витебска

А так выглядел центр города в 1944 году, когда Витебск освободили от немецких оккупантов

Современный вид собора Софии Полоцкой. Фото Евгения Громова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0

Проект будущего храма Софии Витебской

          Улица Суворова — вымощенная брусчаткой пешеходная улица Витебска, на которой сохранились несколько домов довоенного периода. Их в городе мало — практически все постройки были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
          В конце улицы стоит храм Воскресения Христова, который восстановили в 2009 году на своем историческом месте — старую церковь взорвали в 1936 году.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 

          Это самый первый храм города, его построили в XII веке и по его истории можно изучать историю Витебска. Храм принадлежал Православной Церкви вплоть до начала XVII века, когда вышел приказ передать все храмы униатам. Благовещенскую церковь перестроили: купола снесли, а с двух сторон пристроили башни колоколен. После возвращения униатов в Православие храм снова перестроили, уже в православной традиции. В советское время храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нем жили люди, которые остались без крова. А в 1961 году по решению местных властей его взорвали, оставив только фундамент и часть стен, которые можно увидеть до сих пор. Церковь восстановили в 1998 году.



Православный детский лагерь «Дружба». 
          В нескольких километрах от Витебска, на берегу Бернского озера уже 15 лет существет необычный детский лагерь. День начинается и заканчивается молитвой, детям читают отрывки из Священного Писания, по воскресеньям и большим праздникам все собираются в небольшом домовом храме, а поговорить со священником можно в любое время — он постоянно находится на территории. Но в остальном это типичный детский лагерь с распорядком дня, четырехразовым питанием, спортом и творчеством. В лагере есть интересная традиция: если дети хотят принять Крещение (с письменного разрешения родителей), в конце смены их крестят прямо в озере. В этот раз духовник третьей смены иерей Олег Плаксицкий покрестил в озере Николая.

          Марков монастырь основан в XIV веке благочестивым человеком по имени Марк, который купил землю в нескольких верстах от Витебска. Во вре­мена унии это было единственное место вблизи города, где в храмах проходили православные службы — в самом городе все храмы стали униатскими. В 1920 году монастырь закрыли большевики и отняли все земли, которые ему принадлежали. Там в разное время устраивали концентрационный лагерь, отделение милиции, детский дом. В итоге все постройки снесли — от обители остался только один храм, а на монастырских землях построили резино-тесемочную фабрику. Во время Великой Отечественной войны храм вновь был открыт и впоследствии действовал как обычная приходская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В 2000 году монастырь восстановили, сейчас там живет 13 насельников.

Столкновение отрядов смоленских и черниговских князей у стен Витебска. Фрагмент макета «Сеча зла» в составе археологической экспозиции «Древний Витебск» Витебского областного краеведческого музея.
Работа Владислава Заваротнюка.

Городская ратуша, которая находится в исторической части Витебска.    
          Каменное здание построили в 1775 году для заседаний городского совета — по сути, это была мэрия города. С 1924 года в ратуше находится Витебский областной краеведческий музей. В его фондах хранится более 200 тысяч предметов. Среди них есть старопечатные книги, посуда первых белорусских мануфактур, оружие 1812 года, коллекция вышивки местных мастеров XVIII—XIX веков, материалы по истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и современности. Есть коллекции нумизматики и древнего оружия и богатая коллекция археологии.
Авторы: Кирилл Баглай, Юлия Маковейчук

Комментариев нет:

Отправить комментарий