четверг, 21 июня 2018 г.

Лауреаты Патриаршей премии по литературе 2018

          Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, вручаемая с 2011 года, учреждена с целью поощрения писателей, которые внесли вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создали высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. При определении лауреата оценивается совокупность заслуг, весь творческий путь писателя, а не только конкретное произведение, как во многих других премиях.
          В 2018 году, среди 50 достойных кандидатур, победителями стали Владимир Костров, Константин Ковалев и Виктор Потанин.


Поэт-химик
Владимир Костров — поэт, переводчик и драматург, лауреат многих литературных премий

Интересные факты об авторе
— Первая книга Владимира Кострова вышла почти 60 лет назад, в 1961 году.
— На стихи Владимира Кострова написано много песен. Некоторые строки стали широко известными. Например, знаменитое «Здравствуй, мир! Здравствуй друг! / Здравствуй, песен щедрый круг! / Здравствуй, миг! Здравствуй, век! / Здравствуй, добрый человек!..»
— Костров — автор нескольких десятков стихотворных сборников («Нечаянная радость» (1974), «Свет насущный», «Песня, женщина и река» (2001) и др.).
— Владимир Костров — не только выдающийся поэт, но и переводчик. Одна из главных его заслуг — переводы стихотворений Федора Тютчева, написанных по-французски. Переводческую деятельность Костров считает творческой: «Переводчик — тоже поэт», — утверждает автор.
— По образованию Костров — химик (окончил химический факультет Московского государственного университета в 1958 году), который долгое время работал инженером на оптико-механическом заводе. Как признается сам автор, естественнонаучное образование повлияло на его творчество: «Я даже формулу вывел… Для себя… Я, уже с некоторым научным опытом, подумал, что поэзия — это субъективная метафорическая реальность, данная нам в переживаниях. Подчеркиваю: реальность. Для того чтобы понять смысл чего-либо, мы должны неизвестное сравнить с известным».
— Одна из заслуг Кострова — активное участие в учреждении Дня русского языка 6 июня — в день рождения Александра Пушкина.
Цитаты Кострова:
          «Вообще, нашему миру не хватает музыки и поэзии. Поэзия — это знак качества на любом виде искусств, на музыке, на архитектуре, на геометрии. На всем. Всегда есть эта вечная нить Ариадны, которая проходит через тысячелетия и связывает с красотой мира»
          «В творчестве некоторых современных сочинителей меня настораживает полная оторванность от жизни… Настоящие поэты всегда стремились не выделиться, а, наоборот, раствориться в народе, стать частью народной жизни. И остаться в ней. Шекспир, Пушкин, Сервантес — и сегодня рядом с нами. Кто помнит, какое правительство было при Гомере? А его стихи живут. И литература живет в каждом из нас»
Подборка стихотворений Владимира Кострова:
1.
Какие мощные ветра,
Потопы и землетрясенья!
Какая лютая жара!
Какие грозные знаменья!
Как будто каждый день и час,
Все исчерпав иные средства,
Всесущный призывает нас
Одуматься и оглядеться.
 

2.
Полон взгляд тихой боли и страха.
Что тебе я могу обещать?
На пространстве всеобщего краха
Обещаю любить и прощать.

Всей судьбою своей окаянной
Обещаю не прятать лица.
Обещаю любить постоянно,
Обещаю прощать до конца.

Ты в глазах у меня не седая,
Ты смеёшься, беду отводя,
Вся желанная, вся молодая
В тонких линзах из слёз и дождя.

Прогони эту злость и усталость.
Нас вдвоём и судьбе не избыть.
Всё пропало, а сердце осталось,
Обещая прощать и любить.
 

3.
Видение на озере

Чтобы за подземными трудами
Не разъединились дух и плоть,
Небосвод с луною и звездами
Опрокинул в озеро Господь.

Чтобы жизнь коротенькая наша
Поняла, кто с нею говорит,
Влагою наполненная чаша
Плавится, искрится и горит.

Чтоб с неколебимым постоянством
Ободрить и вразумить людей,
Он пустил в надводное пространство
Пару белоснежных лебедей.

Чтоб сказать, что красота всесильна,
Как любовь, стучащая в крови,
Птицы спрятали друг другу в крылья
Золотые головы свои.

Господи, яви такую милость,
Чтобы вновь увидеть удалось,
Как ночное озеро светилось,
Чтобы нам, как лебедям, любилось,
Чтобы сердце пело и рвалось.

Чтоб, как знак невидимой опоры,
К нам на предстоящие века
Плыл ваш благовест, Святые горы,
И сияли вы издалека.


4.
Воробей, стучащий в крышу,
дробный дождь в пустом корыте, —
говорите, я вас слышу,
я вас слышу, говорите.

Прежде, чем я стану тенью,
остро, как переживанье,
слышу, слышу свиристенье,
шебаршенье и шуршанье.

Эти травы, эти птицы
на закате и в зените,
милые твои ресницы,
я вас слышу, говорите.

Ничего не надо, кроме
общей радости и боли,
доброй песни в отчем доме,
свиста вьюги в чистом поле.

Мы уйдём, но не как тени,
в мир пернатых и растений,
в песни, шорохи и звуки.
Нас с тобой услышат внуки.


Писатель-путешественник 
Константин Ковалёв (Ковалёв-Случевский) — писатель, историк, культуролог, обладатель многих премий в области литературы


Интересные факты об авторе
— Константина Ковалева нельзя назвать автором, работающим в одном жанре. Он пишет и историческую прозу, и стихи, и научные работы (среди фактов его биографии есть и издательская, и научная деятельность в Институте мировой литературы имени А. М. Горького РАН).
— Также Константин Ковалев — радио- и телеведущий. Он — автор сотен телевизионных очерков, интервью, репортажей, многих телефильмов о русской культуре (например, «Начала христианской культуры» и «Гимны Российского государства»).
— Ковалев — активный путешественник, побывавший во многих странах и посетивший много городов. Некоторые его тексты посвящены путешествиям и представляют собой творческие путеводители. Также Ковалев был создателем, автором и руководителем многих изданий о туризме (например, журнала «Вояж» и одной из первых туристических газет страны «T&T» (Туризм и путешествия).
— Перу Ковалева принадлежат книги из серии «Жизнь замечательных людей» о композиторе Д. С. Бортнянском, святом Савве Сторожевском, князе Юрии Звенигородском.
— Ковалев нередко обращается к жизнеописаниям святых. Автор комментирует свою работу в этом жанре так: «Житие святого, как правило, напрямую не связано с историческими фактами. Во многих житиях не указаны даже годы жизни, конкретные города, поселки или деревни, где происходили те или иные события. Есть только рассказ о духовных подвигах, чудесах, знамениях. Именно этим житийная литература в первую очередь отличается от подробной биографии и иных форм словесного творчества. Конечно, для современного светского читателя важно нащупать грань между житием и биографией. Эту грань я определяю как жизнеописание; их я и пишу. Моя задача при этом — сохранить духовность содержания и описание подвига, дополнив их фактологией: когда человек жил, что он делал, как это было связано с событиями соответствующей исторической эпохи»
Подборка книг Константина Ковалева
«Савва Сторожевский» (серия Жизнь замечательных людей)
          Эта книга — о преподобном Русской православной церкви, одном из учеников Сергия Радонежского, «Звенигородском чудотворце» — Савве Сторожевском.
          Константин Ковалев предпринял одну из первых попыток подробно и последовательно рассказать о загадках жития святого, которого называют «молитвенником за царей» и «защитником Москвы».
          Книга — не сухое изложение фактов, а увлекательное художественно-исторического «расследование», так как в свое повествование автор включил также и легенды и гипотезы, связанные с фигурой святого. «Кто поднимал Московскую Русь, боролся с Золотой Ордой и побеждал Волжскую Булгарию? Кто вдохновлял Андрея Рублева на создание «Звенигородского Спаса» и «Троицы», благословлял строительство новых соборов и Небесного Града на Москве-реке? Когда был основан Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, притягивающий к себе сотни тысяч паломников?» Об этом и многом другом, связанным с именем Саввы Сторожевского, понятным и ярким языком рассказывает автор книги.
Виза на край света. Маленькие советы серьезному путешественнику

          В этой книге автор желает своим читателям «Счастливого путешествия!» В ней собраны рассказы, путевые заметки и художественные туристические очерки автора посвящены Великобритании, Южной Африке, США, Сингапуру, Франции, Германии, Мексике, России…
          Все тексты, составляющие книгу, написаны автором во время многочисленных поездок по всему миру. Константин Ковалев дает разнообразные путевые рекомендации и советы путешественникам, а также приводит обстоятельные и полезные культурно-исторические комментарии.
Людмила и Вячеслав Чешские. Жизнеописание и деяния
          Не каждому русскому православному человеку известно, что чешские святые Вячеслав (Вацлав) и Людмила почитаются не только в католической, но и в Русской Православной Церкви. Новая книга Константина Ковалева-Случевского — это первое в России полное жизнеописание этих святых, которое привлекает живым литературным языком и увлекательным научно-историческим содержанием. Ковалев рассказывает о духовных покровителях Чехии, святынях, связанных с их именами. Также книга богато иллюстрирована редкими миниатюрами, фотографиями и гравюрами.
Фрагмент из книги Константина Ковалева «Савва Сторожевский»
Об описании святости
          Жизнеописание святого в древности называли Житием, считавшимся в некотором роде «словесной иконой». Эта традиция сохранилась по сию пору. Но можно ли жития считать обычными биографиями? Дела земные и дела небесные, для одних реальные, а для других — совершенно фантастические, пересекаются, сосуществуют и соседствуют в житиях, словно миф и реальность… По моему предположению, «ценность» исторической личности можно иногда «измерить» с помощью нехитрого способа.
          Представим себе следующее: убираем (хотя бы виртуально) какого-то человека из истории, стираем, так сказать, из памяти компьютера цивилизации. Не было его, и всё тут! Многое ли изменится в результате, или наоборот — ничего? Ответ на этот вопрос и есть некая мера степени важности человека, а именно — что он оставил после себя… Пример. Уберем из российской истории Петра Великого. Что могло бы произойти, если бы его не было на свете? Трудно даже представить! Естественно, в данном конкретном случае история бы изменилась кардинально! Вот вам и степень значимости императора-реформатора. А что было бы, если б не было, например, Василия Блаженного? Того самого юродивого, именем которого величают в народе храм Покрова на Красной площади в Москве. Кажется, не изменилось бы ничего. Но, возможно, не было бы тогда и самого этого знаменитого собора, который сегодня для всей планеты является символом России. А теперь попробуем убрать из русского летописания преподобного Савву Сторожевского. Многое ли изменится? Ведь жил он давно, известно было о нём не так уж много. Был праведен, прославил Звенигород, связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и его жены — Евдокии, князя Юрия Дмитриевича, иконописца Андрея Рублева, а также с укреплением мощи Москвы, победами над волжскими булгарами, жизнью и смертью царя Алексея Михайловича и приемного сына Наполеона, даже Пушкин весьма им интересовался. Достаточно ли всего этого, чтобы при «исчезновении» данной личности «кривая» истории не отклонилась в сторону, а продолжала своё стержневое движение к результату, который мы пожинаем сегодня? Чтобы ответить на эти вопросы, надо прочувствовать следующее. У истории в любые времена могли быть различные варианты продолжения и развития. Иногда случаются ключевые моменты, когда всё могло бы совершаться абсолютно по-другому. В такие мгновения одного лишь слова, одного лишь субъективного решения исторического героя достаточно, чтобы двигатели времени повернули развитие цивилизации совершенно в другом направлении. Но не случайно существует поговорка: «История пишется на небесах». Не потому ли десятки миллионов людей и по сей день помнят о преподобном Савве Звенигородском вовсе не как об историческом деятеле, а именно как о подвижнике, познавшем многие глубины духовной жизни? Люди вспоминают о нем так, даже не обращая внимания на всю его остальную мирскую, или как принято ныне говорить — социальную деятельность. Значит, в истории важно и еще кое-что, кроме обычных дел. Назовем это «кое-что» — благой памятью… Для такого понимания истории порой не надобны в точности выверенные факты, ибо они ничего не подскажут по сути, не прибавят к ней, не приведут к решению или единому итогу. И тогда полуфантастическое житие, в противовес скрупулезной биографии, становится живым источником для творческого познания реалий».


Писатель-педагог
Виктор Фёдорович Потанин — писатель и публицист

Интересные факты об авторе
— Виктор Потанин вырос в учительской семье и сам имеет педагогическое образование (он окончил филологический факультет Курганского педагогического института в 1958 году). Несмотря на то, что школьным учителем Потанин не стал, он долгое время вел литературные курсы и был наставником для многих начинающих авторов и журналистов. Именно между педагогикой и журналистикой Потанин видит особую схожесть: «Журналисту, как и учителю, нужно очень любить свою Землю и Человека».
— Потанин — мастер жанра рассказа. Первый его сборник рассказов «Журавли прилетели» вышел в 1963 году. Всего издано более тридцати книг писателя тиражом, превышающим семь миллионов экземпляров.
— Основа прозы Потанина — традиции русского реализма. Критики называет его приверженцем аксаковской традиция, писательский принцип которой «помнить, а не фантазировать».
— Своими наставниками в писательском мире Потанин называет Юрия Бондарева и Виктора Астафьева.
— Многие повести и рассказы Виктора Потанина переведены на все основные европейские языки.
Подборка произведений Виктора Потанина
Повесть «Легкая»
          В этой повести Потанин рассказывает о непростой драматической судьбе женщины Антонины Ивановны. В повести молодой учитель, квартирант Антонины, пытается разгадать, в чем же ее «легкость», почему все люди вокруг тянутся к ней: «Она будто освещала все кругом и все становилось простым и понятным». Антонина — один из тех женских образов, которые в русской литературе получили название «праведниц», без которых «не стоит земля наша».
Повесть «Без имени»
          Главные герои потанинских произведений — простые люди из народа. Эта повесть полна размышлений на «вечные» темы — любви, жизни и смерти, одиночестве, о которых задумывается каждый человек.
Рассказ «Все пройдет, Мария»
В этом произведении Потанин обращается к теме одиночества, существования человека в мире, теме преемственности поколений и ответственности. В этом рассказе описано столкновение жизненных позиций. Две учительницы сельской школы делятся между собой своими мыслями о жизни и текущих школьных проблемах. Итог этого разговора совершенно неожиданный…
Отрывок из повести Виктора Потанина «Без имени»
          Я живу в городке на краю Сибири, и это моя печаль. Ведь до Москвы от нас — как до луны, а до тёплых морей ещё дальше. К тому же городок у нас — долгожитель. Недавно ему исполнилось двести лет. Это же — старость, тоска, и к такому трудно привыкнуть. К тому же все старики, точно дети. Они верят в разные чудеса и в приметы, верят даже в то, во что трудно поверить. К примеру, некоторые считают, что каждый из нас уже кем-то был на земле. Конечно, всё это происходило давно в какой-то другой, прежней жизни. Кстати, сам я тогда был птицей. Я точно знаю, уверен! Вот только какой птицей — не стану гадать. Хорошо бы — голубем или чаечкой и не приведи Бог — кукушкой. Эта птица — вечная горемыка. Впрочем, не буду сейчас о печальном. Ведь о чём говорить, то и бывает. Вот недавно мне почудилось, что эта кукушка прилетела прямо под окна. А случилось так: я сидел в комнате, в одиночестве, и, конечно, ушёл в свои мысли. И вдруг на ближнее дерево села птица и давай куковать. Мне бы закричать на неё, отпугнуть, но во мне что-то замёрзло и отнялся язык. И вот уже кукование всё ближе и ближе, и вот уже оно в самом переднем углу, где сияет иконка. Мои глаза сливаются с этим сиянием, и я прихожу в себя. Но вначале ничего не понимаю — где я, что со мной? Потом узнаю свои книжные полки, наши стены и окна, за которыми что-то мелькает и кружится — это снег, мокрый снег. Он летит тяжёлыми, плотными хлопьями, и они тают, не доходя до земли…»

 Подготовила Ася Занегина

Комментариев нет:

Отправить комментарий