пятница, 22 июня 2018 г.

Иисус и Мария Магдалина: Евангельские «сенсации»

Миф и его разоблачение
Миф:
          Один из постоянно всплывающих околобиблейских мифов — миф о браке между Иисусом и Марией Магдалиной. Этот миф обыгрывается в огромном количестве статей, книг, документальных и художественных фильмов, наиболее известный из которых — «Код да Винчи» Дэн Брауна. Время от времени обнаруживаются древние манускрипты, которые, как говорят, подтверждают эту идею.

Довольно типичная статья в Independent (а вообще таким статьям несть числа), например, говорит «Мы обнаружили древнюю рукопись, которая содержит скрытый смысл. В процессе его расшифровки мы введем вас в мир этого таинственного текста. Чего боялся Ватикан и что Дэн Браун только подозревал — оказалось правдой. Теперь у нас есть письменные свидетельства, что Иисус был женат на Марии Магдалине и у них были дети». Детям потом обычно приписывают основание французской королевской династии и дальнейшие невероятные приключения.
Как было на самом деле:
          О чем же идет речь на самом деле? В данном случае автор статьи в «Индепендент» имеет в виду древний текст под названием «Иосиф и Асенефа». Что это за документ?
          Это апокриф, повествующий о женитьбе одного из самых заметных героев Ветхого Завета, Иосифа Прекрасного, на дочери гелиопольского жреца Потифера Асенефе. От этого брака родились Манассия и Ефрем (Быт 41:45, 50–52; 46:20).
          Библейские сведения об этой женщине очень скудны, и благочестивые читатели древности, вероятно, испытывали некоторое смущение из-за того, что Иосиф взял в жены язычницу и дочь идольского жреца. Отсюда и понятное желание домыслить то, о чем Библия молчит, — историю обращения Асенефы к истинному Богу.
          Эту историю, собственно, текст и рассказывает. Первоначально Иосиф отказывается взять Асенефу в жены, как язычницу. Однако он возносит молитву об обращении ее к Богу Израилеву. Асенефа отвергает идолов и приносит покаяние перед Богом:
          «Итак, дерзну, обращусь к Нему, сделаю его своим прибежищем, исповедую Ему все грехи мои, изолью мольбы свои перед Ним, и он помилует меня».
          После ряда приключений Иосиф и Асенефа вступают в брак.
          Вопреки сенсационным заявлениям газетчиков, текст этот никоим образом не является новооткрытым — он известен достаточно давно и хорошо. И в нем, как легко обнаружить, вообще никак не упоминается Господь Иисус и Мария Магдалина.
          Как же можно усмотреть в нем «письменные свидетельства, что Иисус был женат на Марии Магдалине»?
          Методом, к которому нередко и с успехом прибегают сочинители подобного рода сенсаций — домысливания и конспирологии. Поскольку злая Церковь пыталась искоренить любые упоминания о браке Иисуса, люди, которые хотели поделиться этим знанием, прибегли к эзопову языку и скрыли Иисуса под именем «Иосифа», а под Асенефой зашифровали Марию Магдалину.
Кому и зачем нужен этот миф:
          Но как эти смелые догадки следуют из текста? Абсолютно никак.
          Сама идея «брака Иисуса» полностью взята с потолка; я не стал бы называть ее прямо кощунственной — нет ничего греховного или оскверняющего в том, чтобы вступить в брак и иметь детей, но Евангелие, как и раннехристианские тексты, вообще не содержат на это ни малейших указаний. Если бы такой брак существовал, его невозможно было бы проигнорировать и ранние христиане не имели бы причин его скрывать, поскольку для Равви, уважаемого религиозного учителя, было бы как раз совершенно естественно иметь семью. Другое дело, что Иисус был не просто Человеком, но и Богом, и ничто не могло и никто не мог обладать им здесь, на земле, а брак — это обладание, причем полное и всецелое.
          Почему эта идея, будучи опровергнутой, возникает вновь и вновь? Отчасти по коммерческим, отчасти по идеологическим мотивам.
          Один из них лежит на поверхности — подорвать доверие к свидетельству Церкви в целом. Если апостолы (и вслед за ними вся Церковь) замолчали такой существенный момент биографии Иисуса, доверять им не стоит. Стоит доверять вместо этого британским и американским аналогам RenTV.
          Другой мотив связан с христианским отношением к безбрачию и воздержанию от плотской жизни. Церковь высоко ставит брак и всегда самым решительным и недвусмысленным образом осуждала еретиков, которые пытались порицать супружество как что-то греховное или оскверняющее человека.
          Но Церковь также всегда высоко ставила подвиг добровольного безбрачия, жизни в полном воздержании, когда человек решает полностью посвятить себя Богу, не имея забот о семье. Образцом такого подвига Церковь всегда видела самого Господа Иисуса и Его пресвятую Матерь. Этому образцу и следовало монашество, которое сыграло огромную роль в истории Церкви.
          В наши дни (как в эпоху поздней античности) идея, что человек может добровольно отказаться от радостей пола, вызывает непонимание и даже сильное раздражение. В мире без Бога, в мире, утратившем духовные интересы, наиболее живым интересом остается пол. Наша цивилизация, и массовая культура особенно, на нем просто зациклены.
          Свидетельство Церкви, что возможна другая жизнь, с совершенно другой системой ценностей и приоритетов, когда люди обретают в своей жизни нечто настолько драгоценное, чтобы отказаться ради этого даже от не просто дозволенной, но прямо благословенной семейной жизни, служит напоминанием миру о том, что он что-то потерял. Что-то самое важное, ради чего стоит жить. И это напоминание вызывает раздражение и желание как-то опровергнуть это свидетельство — мол, нет, на самом деле так не бывает, сильнее секса зверя нет, христианское почтение к подвигу добровольного воздержания — результат какого-нибудь заговора церковных властей.
          Есть чисто коммерческие мотивы. Зрители вообще любят материалы, которые можно было бы обозначить хэштегом #а_власти_скрывают. Власти многое скрывают: что давно наладили контакт с инопланетянами, что внутри Земли есть огромная обитаемая полость, что древние египтяне вовсю пользовались электричеством, и тому подобные вещи — у нас на них специализируется телеканал RenTV, но вообще это общемировой пласт развлекательной культуры. «Власти» которые «скрывают» могут быть светскими, академическими — то есть «официальной наукой, которая тоже все скрывает, — или церковными. Тут в качестве «скрывателей» выступает Ватикан, который конечно, исходит из принципа, изложенного в советском антирелигиозном фильме «Праздник святого Йоргена»: «Если религия зашатается и рухнет, конец нашим прибылям!» Существование православных и вообще христиан не-католиков в этом случае просто игнорируется — потому что секреты лучше прятать централизованно.
          Это коммерческая уловка работает по тем же причинам, по которым людей привлекают лженаучные построения, скажем, академика Фоменко — из-за психологического эффекта, который можно было бы назвать «восстанием двоечников».
          Чтобы хотя бы немного разбираться в предмете — истории вообще или истории христианства, — нужно приложить некоторые усилия. Прочитать по меньшей мере Евангелие, а хорошо бы — и некоторую поясняющую литературу, раскрывающую исторический контекст. Это требует некоторой усидчивости, которая в наши дни является редким качеством.
          И вот людям продают соблазнительную идею: все эти верующие, которые тщательно и с благоговением читают и перечитывают историю Господа Иисуса, все эти отцы Церкви, все эти древние и современные толкователи и исследователи Писания ничего не поняли — сейчас вся истина будет открыта вам за пять минут, и вы переживете чувство законного превосходства над всеми ними.
          Это работает так же, как вообще все разоблачения «официальной истории», «официальной науки» или «официальной медицины». Вы можете посмотреть свысока на специалистов в предмете, о котором не имеете ни малейшего представления.
          Поэтому жанр «а власти (государственные, академические или церковные) скрывают» существовал всегда и в будущем никуда не денется.
          Исторически, конечно, всем этим построениям совершенно не за что зацепиться. Господь Иисус первым Своим Чудом благословил брак в Кане Галилейской, но Сам жил в безбрачии, как и поколения монахов, посвятивших себя Богу, после Него и по Его примеру.

Автор: Сергей Худиев