вторник, 4 июня 2019 г.

Церковь отстала от времени?


          На днях журналистка и телеведущая Тина Канделаки опубликовала в своем Телеграм-канале пост, в котором сказала, что Церковь должна уметь говорить с людьми на современном языке, а “вера в Бога не подлежит комсомольской организации”. Ее поддержала общественный деятель Екатерина Винокурова. Им ответил Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и главный редактор журнала “Фома”.
***

Тина Канделаки
          Читаю новости из мира ЕГЭ о том, как школьников перед экзаменом окропляют святой водой или они вместе с учителями участвуют в коллективных походах в церковь. По-моему, такой информационный фон только добавляет иррациональности нашему образованию. Должно быть, школьники считают, что пережить ЕГЭ им поможет только чудо.
          К сожалению, окропление святой водой не делает школьника умнее, инициативнее и внимательнее, а жидкая удача есть только в нелюбимом нашими священниками «Гарри Поттере». Кроме того, насаждаемая сверху организованность походов на молебны не имеет ничего общего с доверительными отношениями между человеком и церковью.
          Грузия — очень религиозная страна. Она была такой даже при советской власти. Многие устои поменялись, но сила, с которой люди верят в Бога, осталась неизменной. В грузинском кино взаимоотношения простых людей и священников — частый элемент сюжета. У нас, у грузин, церковь — часть общественного пространства. В ней царят любовь, юмор и веселье, которые я свидетельствую каждый год, приходя поучаствовать в крестном ходе на Пасху.
          Я христианка и чту церковь, но считаю, что вера в Бога не подлежит комсомольской организации. Церковь должна уметь говорить с людьми на современном языке и двигаться вперед, а не поощрять попытки преподавателей причесать всех школьников под одну гребенку. И да, ЕГЭ все равно ничего не спасет.
***

Екатерина Винокурова:
          На самом деле все это искусственное насаждение религии в школах привело уже и приведет еще к ожидаемому итогу: будет поколение воинствующих атеистов, ну в крайнем случае – адептов малых культов.
          Этот тренд усугубляется позицией РПЦ по «Оскорблению чувств верующих», то есть, в переводе на simple русский «посадке за картинки в соцсетях», а также тем, что фронтменами РПЦ последних лет стали Чаплин, Смирнов и тд.
          Нельзя насаждать веру, нельзя насильно тащить в церковь.
          Моему поколению все это не насаждали. И мы спокойно, без внешнего давления прошли спокойный путь от атеизма и агностицизма к венчаниям, крестинам и так далее.
          Я, как прихожанка РПЦ, считаю, что ей необходима серьезная трансформация – примерно как с католицизмом середины 20 века. Церковь – это традиция, но традиция, чтобы выжить, должна идти в ногу со временем. Например, молитвы уже и сейчас многие русскоязычные верующие читают для себя на русском, а не на церковнославянском. А попытка реставрировать систему примерно конца 19 века приведет только к полному обрушению церкви примерно в ближайшие 50 лет.
          И вот это «отведи организованно помолиться за успех ЕГЭ» – это и есть отголосок 19 века, не традиция, а ушедшее, не способное к воспроизводству. Традиция же долдна способностью к воспроизводству обладать.
***

Владимир Легойда:
          Дорогая Катя! Дорогая Тина!
          Спасибо вам за эти записи и за то, что вам не все равно.
          Да, безусловно, вы правы в том, что веру нельзя навязывать. Это совершенно бессмысленно. “Невольник – не богомольник”. Это народ давно придумал, а народ в таких случая не ошибается.
          И все же – несколько размышлений еще по теме того, что есть в ваших постах.
          Совершенно согласен с Тиной, что в Грузинской Церкви царит любовь, юмор и веселие. Но, поверьте, все это есть и в нашей церковной жизни. Минус неподражаемый грузинский колорит, но это не воспроизводится, сами понимаете.
           Дорогая Катя! Что такое насаждение веры в школах сверху? Если преподавание “Основ религозной культуры и светской этики” – то это культурологическая и историческая дисциплина. Она должна быть в школах. Говорю это как вузовский преподаватель с 20-летним стажем. Чудовищное незнание основ культуры и религии. Чудовищное. Как минимум половина экспонатов музеев мира закрыта для наших детей. Потому что непонятна. И это еще не самое страшное.
           Если вы про молебны перед ЕГЭ – надо разбираться, что именно и как там происходило. Конечно, молебен не сделает двоечника отличником. Это не магия. Если детей повели с этим чувством, да еще и комсомольски-обязательно – это плохо. А так – христианин всегда, перед любым делом, обращается к Богу. Мы молимся (даже) перед едой. Почему верующий не может помолиться перед экзаменом? Главное, чтобы не вместо подготовки))))
           Про язык, понятный миру и про идти в ногу со временем. Единственное, с чем Церковь должна идти в ногу, это Евангелие. Если люди в церкви от него когда-то оторвутся – это смерть. Это уже не Церковь и не вера. А дух времени – да так себе он сегодня, дух времени. Не айс.
           Но говорить с людьми надо. Понятным языком и там, где они есть и смогут услышать. Тут вы, безусловно, опять же правы. Но если бы мы этого не делали, я бы вам сейчас это не писал здесь, правда ведь?
***

Екатерина Винокурова:
          Уважаемый Владимир,
          Если бы все в РПЦ были бы так открыты к диалогу, как Вы…
          По Ростовской ситуации мне видится следующее. Если подросток хочет помолиться о сдаче экзамена – он идет в церковь и молится. Зачем школа решила навязать коллективное мероприятие для молитвы каждого по частному вопросу – тема открытая. Все же молитва – это не выездная экскурсия.
          По религиоведению совершенно с Вами согласна. Но вот у нас в школе преподавали в 10 классе «Историю мировых религий», а в 11 «Историю мировой философии» и небольшой курс по основам государственности в конце. Мне представляется такой светский подход без деления детей в светском учреждении на конфессии правильным.
          Проблема в том, что Церковь в публичном поле воспринимается подростками как «те, кто сажает за картинки в соцсетях», «кто освящает дорогие тачки», «кто агрессивно желает всем, кто не в строю смерти»(этому способствуют публичные позиции радикалов типа Чаплина и Смирнова), «кто хочет запрещать кино» и так далее. И современный язык – это разворот к людям неагрессивной стороной, а позицией Нагорной проповеди.
          И про церковнославянский я тут тоже к тому, что современному человеку(даже взрослому) этот язык просто непонятен. Вводить его изучение в школах бессмысленно и вызовет только большую агрессию.
          А ведь Евангелие, для принятия, должно быть понятным и должно подаваться так, чтобы его воспринимали и хотели принять. К сожалению, все эти ст 148, освящение шикарных машин, требования осудить и покарать работают ровно в обратную сторону: оттолкнуть людей от Евангелия и от Бога. С этой точки зрения православные радикалы, руководство ростовской школы с коллективными молебнами и другие грустные случаи служат Сатане и только ему, увы.
***

Владимир Легойда:
          Дорогая Катя!
          Согласен с Вами по поводу молебна. Но надо разбираться с деталями – как это все происходило. Может, не так и страшно и по-комсомольски.
          По поводу преподавания “Основ религиозной культуры”. Действительно, были опасения, что выбор одного из модулей (напомню, их 6: Основы православной, исламской, буддийской и иудейской культуры; история религий и основы светской этики) может разделить детей. Мне неизвестны подобные случаи. Наше понимание ситуации позволяет говорить, что опасности такой нет. При этом мое личное мнение, что в нашей стране школьникам стоит последовательно изучить все модули. Православным точно так же полезно знать основы исламской культуры, как и vice versa и т.д.
          По поводу того, что думают про Церковь подростки. Вы правы, есть те, кто думает так, как Вы написали. Но есть и другие. Подростки разные. Что касается первых, то они так думают, как правило, из-за того, что где-то про это прочитали или услышали. В этом прочитанном есть доля правды. Но есть и много вранья. И это факт.
          По поводу языка богослужения. Я глубоко убежден, что человек должен понимать то, что происходит в храме. Плохо, если это не так. Пи этом я лично выступаю за сохранение церковно-славянскогои как специального языка богослужения. Однако считаю вполне допустимым и даже полезным, чтобы Евангелие, когда его читают на службе, было бы после славянского прочитано на русском.
          Церковнославянский – это не старославянский язык, на котором разговаривали наши предки. Это специальный язык, созданный для богослужения. Он очень красивый, богатый и точно не сложнее английского для говорящего по-русски. Знаете, недавно у меня в программе “Парсуна” был Глеб Глебович Глинка, муж Лизы. Я спросил его про язык. Он прекрасно ответил, сказав, что надо идти к Богу, а не тащить Его к себе. Хорошо, когда язык, на котором ты молишься, отличается от бытового языка, на котором ты решаешь самые разные проблемы, ругаешься и материшься… Мне кажется, в этом Глеб Глебович прав.
          Еще раз Вам спасибо за неравнодушие. И вообще за все, что Вы делаете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий