воскресенье, 17 марта 2013 г.

Методика использования ИКТ

          Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
          Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

          Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 
          · усвоить базовые знания по предмету; 
          · систематизировать усвоенные знания; 
          · сформировать навыки самоконтроля; 
          · сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; 
          · оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. 
          Конечно, использовать ИКТ на занятиях не только можно, но и необходимо в качестве инструмента нового времени. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных заданий, тестов повышает интерес к уроку. На занятиях возможны следующие варианты применения ИКТ: 
          - компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников и использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного; 
          - создание слайдов с текстовым изображением. 
          Преимущество ИКТ в том, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников. 
          В своей работе каждому учителю приходится сталкиваться с иллюстрационным материалом. Благодаря наглядности иллюстрации значительно облегчают восприятие учебного материала. Во многих случаях иллюстрации способны графическими средствами передавать содержание яснее, чем это можно сделать словами. Такой материал может выпускаться централизовано, например: плакаты с рисунками, схемами или таблицами, портреты, диафильмы и т.д. 
          Однако у каждого учителя своя логика изложения материала, в рамках которой может потребоваться дополнительный иллюстрационный материал, могут появиться новые данные (особенно в такой быстро развивающейся области как информационные технологии), которые потребуется оперативно отобразить в графическом виде. 
          Поэтому необходимо, чтобы у учителя был навык создания иллюстраций с использованием программ компьютерной графики. Такие иллюстрации после создания, в случае необходимости, можно редактировать, демонстрировать при помощи компьютера, распечатывать, тиражировать. 
          Считается, что практическая реализация работы с ИКТ значительно повышает мотивацию учащихся к обучению. Создание иллюстраций к урокам предполагает следующие этапы работы: 
          1. выявление необходимости иллюстративного материала, в соответствии с выбранной темой; 
          2. выбор типа иллюстративного материала (фотография, чертеж, рисунок, диаграмма и т.д.); 
          3. поиск и создание иллюстративного материала; 
          4. выбор программы для создания иллюстрации; 
          5. выбор программы для обработки изображения; 
          6. определение связи иллюстрации с текстом; 
          7. распечатка готовых иллюстраций или использование их в электронном виде в презентациях. 
Освоение навыков работы с мультимедийными 
программными средствами учащимися 
          Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся начального звена на уроках является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему. 
          Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке достигается не столько фронтальной работой, сколько в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. 
          Эта работа должна быть тщательно спланирована учителем. 
Преимущества использования мультимедийных презентаций 
          Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. 
          Можно выделить следующие особенности данной технологии: 
          1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. 
          2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями. 
          3. В случаях выявления в слайдах недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. 
          4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала определяется по ходу урока. 
          5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено. 
          6. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 
          7. Повышение производительности урока. 
          8. Установление межпредметных связей. 
          9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками. 
          10. Преподаватель создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 
         11. Изменяется отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы. 
          На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты: 
          · Психологические особенности учащихся данного класса. 
          · Цели и результаты обучения. 
          · Структуру познавательного пространства. 
          · Местоположение учащихся. 
          · Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока. 
          · Цветовую гамму оформления учебного материала. 
          При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. 
          При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований: 
          · Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. 
          · Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. 
          · Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. 
          · Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. 
          · Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз. 
          · Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле. 
          · Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. 
          · На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. 
          · Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. 
          Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: 
          Образовательной: наглядное восприятие учащимися учебного материала, связей и отношений в объектах изучения. 
          Развивающей: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. 
          Воспитательной: формирование мировоззрения, организация самостоятельной и групповой работы, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.