среда, 22 мая 2013 г.

Годичный круг православных праздников

          Все мы хорошо знаем, как новые времена приводят за собой новые праздники. Иногда нововведения оказываются недолговечными, а иногда и приживаются в истории. Так или иначе необходима проверка временем. Только она может определить истинную значимость для человека того или иного исторического события. И вот перед нами целый круг праздников, которые выдержали многовековое испытание и не оказались забытыми ни во времена страшных войн, ни среди бушевавших стихийных бедствий, ни среди суетности и корысти мирного существования.

          У церковных праздников есть существеннейшее отличие от праздников светских. Светские, как правило, представляют собой годовщины неких памятных и важных событий, которые некогда произошли и сами по себе остались в прошлом. Например, день Победы, который отмечается ежегодно 9 мая. Оно связано с числом и ни с чем больше, и неважно, на какой день недели приходилось 9 мая в 1945 году, хоть это и была среда, никому в голову не придет отмечать праздник именно в среду. День недели в данном случае ничего не меняет в сути праздника. Вспомните и другие советские праздники, как они возникали и как исчезли или изменились сейчас. 
          Совсем другое дело – праздники церковные. Да, конечно, и в их основе лежат события, которые произошли однажды, в свое время. Но они принадлежат вечности, а следовательно неизменно каждый год воспринимаются сознанием верующих как происходящие, говоря церковным языком, ныне и присно и во веки веков, т.е., переводя на современный русский язык, сейчас и всегда и во все века. В иных случаях и здесь малосущественно – в какой день недели они случились. Это относится к таким событиям Священной истории, которые не были протяженными по времени, - таковы, например, Рождество Христово, Рождество и Успение Богородицы, Крещение Господне. Таковы и дни, связанные с житием угодников Божиих, память которых чаще всего связана с днем их кончины, знаменующей их переход из жизни земной, временной, в жизнь вечную. Другое дело – Светлое Христово Воскресение и другие подвижные праздники. Полнота представления о них требует, чтобы в праздновании их не искажался бы не только смысл, но также последовательность и взаимосвязанность происходившего. последнее условие не удается соблюсти, если в совершении празднества не станут приниматься во внимание дни недели. 
          Иными словами, церковные праздники символически воспроизводят события, которым посвящены. можно сказать, что различие у церковных и светских праздников примерно такое же, какое имеет между собой икона и любое светское изображение – картина, гравюра, рисунок или даже фотография. В частности, иконное изображение строится так, что взирающий на него человек неминуемо как бы включается внутрь иконного пространства, так называемая обратная перспектива. Но это отдельный разговор. Не извне, а с чувством собственной сопричастности к тому, о чем говорит церковный праздник верующему человеку, он им и воспринимается. А отсюда и непременное условие, чтобы были в нем воспроизведены события в должной и строгой последовательности и взаимосвязанности. И чтобы дату празднования можно было точно отметить по календарю. об этом мы и говорили на прошлом занятии. 
          В основе церковного праздника лежит не просто некогда случившийся исторический факт из жизни Церкви, праздник имеет непосредственное отношение к сегодняшнему дню, к внутреннему миру каждого из нас. Мы «умещаемся» в Священной Истории, потому можем найти там ответы на многие свои вопросы. 
          Христианство не музей древностей, а жизнь с Богом, каждодневное соотнесение себя, своего поведения, своих мыслей и чувств со Священной Историей, с жизнью Христа. 
          Внутренняя жизнь человека является истинным полем творческого созидания, а внешняя – лишь средством для него. Как ребенок малый нуждается в пеленках, как деревце неокрепшее – в подпорке, так душа человеческая в своем земном странствии должна иметь незыблемую опору. И строй церковной жизни является такой опорой. 
          Богослужебный опыт Церкви, по свидетельству многих и многих поколений, приводит душу к истинной свободе, к обретению себя. Богослужением называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленном Церковью чину, или порядку. 
          Богослужение – средство для таинственного общения с Богом; средство для выражения чувств к Богу христиан; средство для научения и воспитания в истинах православной веры и правилах христианского благочестия. 
          Богослужении бывают двух основных видов: общественное, которое совершается от лица всей церкви и по потребностям общим для всех христиан, к нему относятся постоянные церковные службы (их девять – вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы: 1,3,6,9 и литургия); и частное, которое совершается по нуждам и желаниям отдельных лиц, это службы особенные, так называемые требы (крещение, венчание, освящение воды, молебны и др.). 
          Все церковные богослужения можно разделить на три круга: суточный, недельный (седмичный) и годовой. Кругом богослужения называется ряд служб, повторяющихся в определенный промежуток времени. Но эти три вида богослужения не в отдельности совершаются, а совмещаются в каждой церковной службе, потому что каждый день есть и день суточный, и день седмицы, и день года. 
          Церковные богослужения строго определены церковными канонами, ибо богослужение – это не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Иисуса Христа. Правила и каноны записаны в книге, которая называется ТИПИКОН, или Устав православной церкви. 
          Вечерня является первой среди повседневных служб, потому что по церковному Преданию, день начинается с вечера, т.к. первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки. Для удобства верующих 9 церковных служб были объединены в две: вечернюю и обедню. 
          Остановимся на недельном, или седмичном, круге богослужений. Каждый день здесь посвящен своему молитвенному воспоминанию. Первым днем недели считается воскресение – оно посвящено воспоминанию Светлого Христова Воскресения, его называют еще малой Пасхой, в понедельник прославляются безплотные Силы Небесные, Ангелы; во вторник – память святого Иоанна Крестителя, в среду вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой, совершается служба Кресту Господню, этот день установлен постным, в четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, пятница посвящена воспоминаниям крестных страданий Спасителя, так же как и в среду, совершается служба Кресту Господню, день также постный, суббота – день покоя, особо прославляется Божия Матерь, святые праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, также вспоминаются все усопшие. Именно в субботу устраиваются всеобщие поминовения усопших - Родительские субботы. 
          Годичный круг имеет сложное внутреннее строение, обусловленное многовековой историей, начиная с времен апостольских. В каждый день года приходится память какого-либо святого или священного события. Содержание служб чрезвычайно разнообразно. Вообще о церковных праздниках нельзя рассказывать, их нужно прожить. Каждый переступающий порог храма становится не зрителем, а действующим участником службы. Годичный круг по внутреннему смыслу повторяет содержание главной службы Церкви - Божественной Литургии. Только путь, проходимый нашей душой в краткий отрезок времени, когда совершается Литургия, теперь разворачивается на целый год. 
          Годичный круг богослужения условно можно разделить на три части. Первая – от Церковного новолетия, (оно установлено еще в 325 г., им является 1 сентября по ст.ст., а по новому стилю 14 сентября) до Рождества Христова, она охватывает события Ветхого Завета. Вторая – от Рождества Христова до Дня Святой Троицы, или сошествия Святого Духа на апостолов. Здесь раскрывается перед нами земная жизнь Иисуса Христа. Третья часть – от Святой Троицы до новолетия. Она посвящена жизни Церкви Христовой на земле. 
          Самых больших праздников кроме Пасхи в Православной Церкви двенадцать. И называются они двунадесятыми. Часть из них закреплена за определенными датами и составляет неподвижный круг праздников. Другая часть – праздники подвижного, или переходящего, пасхального цикла, сюда относятся Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Троица. Их дата определяются по лунному календарю, каждый год они приходятся на разные дни. 
          В последовательности расположения двунадесятых праздников есть свои особенности, которые требуют духовного понимания. 
          Первый великий праздник после новолетия – праздник РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 21 сентября. Затем – ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Далее – ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 4 декабря. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – 7 января. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 19 января, СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 15 февраля. Со Сретением заканчивается Рождественский цикл праздников, связанных с пришествием Спасителя в мир. 
          Теперь рассмотрим пасхальный цикл праздников. Центром его является Пасха. А сам цикл измеряется седмицами, т.е неделями, и каждая неделя имеет свое особое значение. 
          Итак, Пасхе предшествует Страстная седмица, ей, в свою очередь, - Великий пост, а ему – три подготовительные седмицы. И в другую сторону по кругу, после Пасхального воскресенья, в сороковой день, ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, которое всегда выпадает на четверг. В пятидесятый день по Пасхе, т.е. через семь недель, мы празднуем ПЯТИДЕСЯТНИЦУ, или ТРОИЦУ. На следующий день после нее – День Святого Духа. В следующее воскресенье за Пятидесятницей – НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ, и с понедельника после нее начинается Петров пост. Вот основные вехи этого цикла. Но сразу следует сказать, что в оставшуюся часть года, до следующего подготовительного периода к Великому посту, также есть несколько переходящих воскресных праздников, которые по смыслу завершают пасхальный цикл одного года и подводят к следующему. 
          Обратимся к последовательности пасхального цикла. Подготовительный период к Великому посту начинается с недели (воскресенья), посвященной евангельской притче О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ, следующая неделя – О БЛУДНОМ СЫНЕ, третья – О СТРАШНОМ СУДЕ. Последнее воскресенье перед Великим постом – ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. И вот СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА, или ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Недели поста – это указатели на трудном пути нашего исправления, изменения, борьбы с греховностью. Первое воскресенье поста – ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. Вторая седмица и воскресенье – память святителя Григория Паламы, основавшего школу монахов-исихастов, третья неделя – КРЕСТОПОКЛОННАЯ, в четвертую – память преподобного Иоанна Лествичника, аскета-подвижника 6 века, написавшего книгу «Лествица Небесная», в которой сравнивает путь человека с восхождением по крутым ступеням. В этом образе отражается суть христианского понимания смысла жизни. Пятая неделя посвящена памяти преподобной МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, раскаявшейся блудницы, которая 40 с лишним лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи, и обрела большую милость у Бога. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ – двунадесятый переходящий праздник, отмечается в шестое воскресенье поста. Это конец святой Четыредесятницы. Впереди – СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. В каждый день ее вспоминаются последние событие земной жизни Христа. В понедельник – иссушение Господом бесплодной смоковницы. Во вторник – обличение книжников и фарисеев, в среду вспоминается грешница, омывшая слезами и миром ноги Спасителя. В четверг – Тайная Вечеря. В пятницу – осуждение и распятие, смерть Спасителя, в субботу – погребение и сошествие Его во ад. И, наконец, ПАСХА, Светлое Христово Воскресенье. 
          Следующая за Пасхой седмица (неделя) называется СВЕТЛОЙ. В течение всех семи дней во время службы Царские врата всех православных храмов открыты, символизируя близость к нам в эти дни Царствия Небесного. 
          СВЕТЛАЯ седмица заканчивается в неделю о ФОМЕ, также она называется АНТИПАСХА. 
          Третье воскресенье – неделя ЖЕН-МИРОНОСИЦ. 
          Четвертое – о РАССЛАБЛЕННОМ напоминает о тесной связи между грехом и недугом, истинное же исцеление может быть дано человеку только Господом. 
          Богослужение пятого воскресенья посвящено САМАРЯНКЕ, с которой Христос беседовал о «воде живой», о благодатной жизни в Духе, не ограниченной пределами какого-либо конкретного места или народа. 
          Шестая неделя – о СЛЕПОМ. Исцеление – как духовное прозрение. 
          Седьмая – память СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА (325 г., Никея). 
          На Сороковой день после Пасхи – ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Вознесением завершается таинство земного служения Христова. 
          ПЯТИДЕСЯТНИЦА празднуется на 50 день после Пасхи. Это день СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на апостолов. Этот день считается днем рождения ЦЕРКВИ. Следующий день после Пятидесятницы – ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. 
          Пасхальные празднества завершает неделя ВСЕХ СВЯТЫХ. 
          С понедельника после недели Всех святых начинается ПЕТРОВ ПОСТ. И на первое его воскресенье падает праздник ВСЕХ СВЯТЫХ, в ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ просиявших. 
           Длина Петрова поста каждый год бывает разная, т.к. его начало зависит от дня Пасхи. 
          19 августа – ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 
           И завершается год праздником УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ – 28 августа. 
           Ему предшествует Успенский пост, который начинается 14 августа. Успение – образ вселенской победы жизни над смертью. Оно лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. 
          Таков церковный год. Ритм жизни православной церкви. 
           Праздники подразделяются по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. 
           По важности событий праздники – великие, средние и малые. 
           Великие – все Двунадесятые, праздники ГОСПОДНИ И БОГОРОДИЧНЫЕ, 
           5 недвунадесятых: ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ, ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, ПАМЯТЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА и ПАВЛА. 
           Средние – бденные, полиелейные. 
           Малые – славословные, шестеричные.
           По месту празднования – праздники могут быть общие, местные и храмовые. 
           По времени празднования – подвижные и неподвижные.