среда, 12 июня 2013 г.

Ритмы жизни православных христиан

          Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов. В ее ритмах должны проявляться в единстве физические, душевные и духовные потребности и свойства человека.
          Быт – это форма существования человека в окружающем его мире, в присущей ему физической и социальной среде. Быт либо поддерживает, либо расшатывает внутренние ценности в человеке. В узком смысле быт понимают как условия жизни человека вне мест его официальной трудовой и общественной деятельности. В наше время сохранить или восстановить веками выработанный «православный быт» дедов невозможно, надо искать и создавать новые формы христианского быта. В верующих семьях, окруженных секуляризованным миром, необходимо создавать христианский быт, который поддерживает религиозный ритм жизни и развитие ее духовных сторон. Быт семьи и внутрисемейные отношения должны быть крепостью, бастионом, спасающим человека от злобы и безверия мира. Каждая семья и каждый человек в силу своего характера, условий работы, места жительства создает свой бытовой уклад, свой неписанный семейный и личный устав.
          Одним из важнейших является то, что домашний быт и уклад верующей семьи должны быть связаны с молитвенными и богослужебными суточными, недельными и годовыми кругами Церкви – молитва должна быть ежедневною, а праздники Церкви должны быть праздниками семьи и соответственным образом отмечаться.
          Ритмы семейной жизни включают в себя молитву и принятие пищи, трудовые будни и праздники, выполнение служебных и учебных обязанностей и ведение домашнего хозяйства. Ритмы помогают создавать ощущение домашнего уюта и позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека. Дети приучаются к ритму жизни и к дисциплине времени прежде всего регулярностью молитвы и еды. Регулярность питания – это начало христианской аскетики. Молитва до и после еды научает каждое дело предварять молитвой.
          В недельный ритм входят посещения церкви. Годовые ритмы жизни семьи следует подчинить церковным богослужебным циклам, ибо члены семьи должны в меру своего возраста осознавать и чувствовать себя детьми Православной Церкви.
          Стержнем христианской жизни является молитва. Каждому состоянию и возрасту свойственен свой тип, форма и объем молитвы.
          В семье должны отмечаться православные праздники и семейные памятные дни. Участие в первых крепит связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, вторые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей это прежде всего внешняя радость, которую им необходимо доставлять. Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего – в посещении Церкви. Должно быть сознание и чувство, что празднуется церковный праздник и радость исходит от него, а не так, что церковный праздник используется как повод для вкусного стола или винных возлияний. Перед едой читаются не обычные молитвословия, а тропарь и кондак праздника, или поются всеми членами семьи. Праздники должны переживаться духовно. Необходимо знакомство со смыслом церковного праздника через слово, беседу или чтение выдержек из религиозной литературы. Особенность церковных праздников в том, что события, которым они посвящены, не только происходили когда-то во времени, но происходят и в данный момент.
          Общесемейное празднование дней Ангела и дней рождения каждого из членов семьи повышает ее духовный настрой и укрепляет деятельную любовь между ее членами. Дети ревниво относятся к таким дням, готовят подарки друг другу или родителям. Именинникам в дни своего тезоименитства следует исповедоваться и причащаться. Каждому православному нужно быть знакомым с жизнью, деятельностью и подвигами своих небесных покровителей. Святой будет тогда близок и дорог ребенку, когда он близок и созвучен его родителям.
          О посте. Много о пользе поста написано и в церковной литературе, и в светской. Важен не пост сам по себе как неядение чего-либо или лишение каких-либо удовольствий; все это – лишь испытанный способ духовного возрастания. Пост – это укрепление воли, которой очень многим не хватает и которую надо воспитывать в детях. Пост – это навыкание управления своим телом и желаниями путем их ограничения. Пост – это более сосредоточенная борьба с грехом, особо напряженная молитва; пост – это покаяние. Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста. Самое важное – чтобы к посту было сознательное, волевое отношение. Для духовной жизни не полезно его полное игнорирование. Члены Церкви должны жить в ритме ее годовых богослужебных кругов. В православной церкви установлены посты: Рождественский, Великий, Петровский, Успенский. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы, за исключением нескольких сплошных седмиц, и некоторые другие дни.
          Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют глубинную суть православных праздников. Внутри каждого круга в церкви вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до второго пришествия Спасителя.
          Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах.
         Недельный, или седмичный круг богослужения имеет определенную специфику. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему, посвящен своему молитвенному воспоминанию. Первым днем недели считается воскресение – оно посвящено воспоминанию Светлого Христова Воскресения, его называют еще малой Пасхой, в понедельник прославляются безплотные Силы Небесные, Ангелы; во вторник – память святого Иоанна Крестителя, в среду вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой, совершается служба Кресту Господню, этот день установлен постным, в четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, пятница посвящена воспоминаниям крестных страданий Спасителя, так же как и в среду, совершается служба Кресту Господню, день также постный, суббота – день покоя, особо прославляется Божия Матерь, святые праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, также вспоминаются все усопшие. Именно в субботу устраиваются всеобщие поминовения усопших - Родительские субботы.
          Годичный круг имеет более сложное внутреннее строение, обусловленное многовековой историей, начиная с времен апостольских. В каждый день года приходится память какого-либо святого или священного события. Содержание служб чрезвычайно разнообразно. Вообще о церковных праздниках нельзя рассказывать, их нужно прожить. Каждый переступающий порог храма становится не зрителем, а действующим участником службы. Годичный круг по внутреннему смыслу повторяет содержание главной службы Церкви - Божественной Литургии. Только путь, проходимый нашей душой в краткий отрезок времени, когда совершается Литургия, теперь разворачивается на целый год.
          Годичный круг богослужения условно можно разделить на три части. Первая – от Церковного новолетия, (оно установлено еще в 325 г., им является 1 сентября по ст.ст., а по новому стилю 14 сентября) до Рождества Христова, она охватывает события Ветхого Завета. Вторая – от Рождества Христова до Дня Святой Троицы, или сошествия Святого Духа на апостолов. Здесь раскрывается перед нами земная жизнь Иисуса Христа. Третья часть – от Святой Троицы до новолетия. Она посвящена жизни Церкви Христовой на земле.
          Самых больших праздников, кроме Пасхи, в Православной Церкви двенадцать. И называются они двунадесятыми. Часть из них закреплена за определенными датами и составляет неподвижный круг праздников. Другая часть – праздники подвижного, или переходящего, пасхального цикла, сюда относятся Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Троица. Их даты определяются по лунному календарю, каждый год они приходятся на разные дни.
          Церковный календарь – это мудрый космический ориентир в жизни каждого. Волею или неволею отказавшись от церковного календаря, большинство современных людей отвергло подлинный ритм жизни. Именно здесь истоки нашего нестроения, хаоса, душевного неряшества и даже физической расслабленности. Телевизор заменил икону и празднично сияющую лампаду. Мы выживаем, но не живем жизнью в ее полноте и содержательности, для которой мы призваны Богом.
          «Лето Господне» - так торжественно и свято звучит наша жизнь на церковном языке. Отныне человек должен жить по-другому, во всем подражая Христу, в целительном, спасающем контексте. Промыслительно, что в этом нарядном строе праздников, словно красная заглавная буквица, стоит Рождество Божией Матери (8/21 сентября). В самой тихой и сокровенной службе этого праздника слышится глубинная мощь Домостроительства. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Так поется в тропаре празднику.
          Рождение человека в мир – великое событие. На Руси так и было. Рождение ребенка воспринималось как торжество целого рода, венец и слава его. Принося новорожденного в храм для крещения, нарекая ему святое христианское имя, родители испрашивали у Бога благословение для него на долгую жизнь во благо себе и миру. К сожалению, сейчас все по-другому. Сокровенный смысл рождения зачастую затушеван.
          В дни празднования Рождества Богородицы уже завершены полевые работы, земледельцы отдыхают от трудов праведных, отдыхают поля. Умиротворение и в церкви. Сейчас она – зримый плод Благодати. Хозяйственность идет рука об руку с Божественной милостью. Запасся на зиму земными плодами – поделись ими с ближним, с нищими. Все вторит родившейся Божией Матери, Ее милостивому бытию в мире – таково народное богословие этого большого праздника. Даже луковый день совпадает с Рождеством Богородицы. Лук (его золотые куполочки) запасают на долгую зиму.
          Итак, церковный год начинается 1/14 сентября и называется новолетие, или начало индикта.
          До 1492 года в России новый год начинался весною 1-го марта. Это начало древнее. Жизнь на земле была не всегда, поэтому весьма разумно, что начало жизни, весна жизни – это и есть начало года. То, что раньше новый год начинался весною, видно из названий некоторых месяцев, например, октябрь (восьмой), ноябрь (девятый), декабрь (десятый). Сохранилось это начало года в Церкви, именно 1 марта начинается Пасхальный год. Кстати, и у детей новый учебный год начинается осенью 1 сентября. Зимний же, гражданский новый год был введен в России по указу царя Петра Первого в 1700 году, впрочем по его указу дозволялось пользоваться двумя календарями одновременно.
          Праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Оказывается, вся вселенная имеет форму креста. В православном понимании Крест – это победа. Царь нашей жизни – Христос – сделал его своим троном. Крест – закон всей нашей жизни.
          Этот праздник установлен в IV веке в память обретения подлинного Креста, на котором был распят Спаситель. В 326 году Византийская царица Елена, мать императора Константина, едет в Иерусалим на поиски Креста Господня. Предание сообщает, что место его нахождения указал один престарелый иудей по имени Иуда, который впоследствии стал христианским епископом с именем Кириак. В пещере под развалинами языческого храма обнаружили три креста и отдельно лежащую табличку: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Чтобы узнать, какой же из крестов Крест Спасителя, их стали один за другим подносить к одной тяжко болящей женщине. От двух крестов ничего не произошло, но когда возложили третий Крест, она тотчас же исцелилась. Предание утверждает, что в это время мимо двигалась похоронная процессия, воодушевленные только что произошедшим чудом люди стали возлагать кресты на усопшего. И также усопший ожил, когда на него возложили третий Крест. Вот почему Крест Господень называют Животворящим. Весть о находке быстро распространилась по городу, все хотели поклониться и приложиться ко Кресту. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий поднимал Крест и показывал его на четыре стороны. Отсюда появился удивительно красивый обряд воздвижения, т.е поднимания увитого цветами креста в церкви на праздничной всенощной этого дня.
          Осень катится к своей зрелой середине. Кажется, само небо – родное и сокровенное – опускается в храм. Так когда-то вошло оно во Влахернскую Церковь и предстало взору блаженного Андрея и Епифания. Пресвятая Богородица распростерла свой омофор над молящимися, что стало зримым знамением, подтверждающим непрестанную Ее молитву за весь мир. Это чудесное событие произошло в X веке, во время осады Константинополя сарацинами. Праздник Покрова Богородицы (1/14 октября) отмечается с XII века благодаря благоверному князю Андрею Боголюбскому. О сокровенности этого праздника лучше всего сказано у И. Шмелева, сквозь волшебное сердце ребенка: «Я жду, я вспоминаю, что скоро радостное придет, Покров какой-то, и будем мочит антоновку…» и далее «Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице Казанской – темная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь… Вижу лучики – лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко за звездами, - сверкающий омофор – Покров. И мне ничего не страшно. Если бы увидать – там, высоко, за звездами?!...»
          Такое космическое желание мальчика, героя «Лета Господня», есть в любом из нас, живущем внутри православного праздника. Прикоснуться к метафизическому, далекому, небесному, хотя бы вот к этому солнечному лучу испытывает жажду каждый человек. Это вечно детское желание увидеть, узреть Бога постепенно переплавляется в постоянное молитвенное общение. И Он идет навстречу, благословляя, целуя даже наши намерения, наполняя нас надеждой и праздничной благодатью.
          Последний осенний и первый зимний праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы (21ноября/4декабря), в народе рифмуют: Введенье разбивает леденья. Народ, конечно, немного одомашнил этот, по сути, высокий праздник. На иконе Божия Матерь изображается маленькой девочкой, поднимающейся по ступеням храма. В жизни все не так просто. Каждая ступень бытия – это память о грядущем Кресте, слезы о Сыне… Как по крутым ступеням, должны восходить к Богу и мы, отягощенные многими грехами. Вхождение в храм нам дается не просто, ведь в поиске истины горизонтали нет, есть только вертикаль. Подлинному восхождению учит нас своей чистотой и терпением скорбей Божия Матерь. В самом серьезном смысле этот праздник действительно разбивает леденья – лед нашей души.
          Церковное Предание рассказывает об этом событии так. Иоаким и Анна, родители Богородицы, когда Марии исполнилось три года, выполняя данный ими обет Богу, повели Ее в Иерусалимский храм. В Назарете к торжеству посвящения были приглашены все родственники и знакомые. Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное шествие, вслушиваясь в слова многократно повторяемого псалма: «Слыши, дши, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоея; ибо Он Господь твой, и ты поклонишися Ему» (Пс. 44, 11-12). Ко входу в храм вели пятнадцать больших ступеней, которые трехлетняя Мария преодолела без чьей-либо помощи. Навстречу с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией, который и ввел Ее во Святая Святых, Алтарь. В это время в Алтаре уже не было Ковчега Завета с его священными принадлежностями, что как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории. Отроковица Мария явилась живым вместилищем Божественной благодати, Ей суждено послужить делу Божественного замысла, Она стала Новым Живым Кивотом Божиим.
          Осенью целых три праздника посвящено Царице Небесной. Бабье лето – так называется начало осени в народе. Во всех праздниках осени мы видим красоту Покрова, соединенную с золотым покровом деревьев, атласно-синим небом. И даже дождь, первые изморосные дождинки на деревьях названы слезами Богородицы. Весь мир объят любовью Матери Жизни, Ее предстательством перед Богом. Все сияет радостным присутствием Ее в нашей земной жизни. Как поется в церковном песнопении, обычно исполняемом всеми стоящими в храме: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором…»
          Затем следует РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – 25 декабря/7 января. Главный символ Рождества, который раскрывает духовный смысл праздника: Бог пришел на землю к людям, небо прикоснулось к земле, чтобы освятить ее. Люди не одиноки: Бог пришел, чтобы указать им путь на небо. Тайна воплощения Христова недоступна человеческому уму, мы принимаем эту тайну с благоговением, как неоспоримый факт духовной жизни человечества. Рождество – благовестие всему миру. «И Слово стало плотию и обитало с нами. (Ин. 1, 14).
          КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 6/19 января. Праздник этот один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится ко временам апостолов. Древнее название праздника – «Епифания» – явление, или «Теофания» - Богоявление. «Крещение» – слово славянское, в переводе с греческого языка оно означает «окунать», «погружать в воду». Священное Писание повествует, что когда Иисус пришел из Назарета на берег реки Иоардан, чтобы принять крещение от Иоанна, тот, считая себя недостойным, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус отвечал ему: «Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.» (Мф. 3, 14-15).
          СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 2/15 февраля. В основу этого праздника положено событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке, когда Богоматерь с Иосифом Обручником принесли младенца Иисуса Христа в храм, где их встретили святые Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. (Все еврейские родители должны были приносить своих первенцев мужского пола в Иерусалимский храм, потому что по Закону Моисея первенец считался принадлежащим Богу и должен был служить при храме – или же его полагалось выкупить. Это правило было установлено в память исхода их от рабства и спасении их первенцев от смерти.) Симеон был одним из переводчиков Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий. Когда он переводил книгу пророка Исайи и дошел до слов: «Дева во чреве зачнет и родит сына», то усомнился и уже взял нож, чтобы соскоблить эти слова. Но явился ему Ангел и удержал его руку, говоря: «Не неверуй написанным, но их сбытие сам узришь. Не сможешь увидеть смерть, пока не увидишь Родившегося от Чистой Девы». Симеон по преданию жил более 300 лет и, встретив младенца Христа на пороге храма, сказал такие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицем всех людей, - свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».
          Со Сретением заканчивается Рождественский цикл праздников, связанных с пришествием Спасителя в мир.
          Теперь рассмотрим пасхальный цикл праздников. Центром его является Пасха. А сам цикл измеряется седмицами, т.е. неделями, и каждая неделя имеет свое особое значение.
          В последовательности пасхального цикла заложен определенный смысл.

          Подготовительный период к Великому посту начинается с недели (воскресенья), посвященной евангельской притче О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ, следующая неделя – О БЛУДНОМ СЫНЕ, третья – О СТРАШНОМ СУДЕ. Последнее воскресенье перед Великим постом – ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. И вот СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА, или ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
          Великий пост – важнейший и самый древний из многодневных постов Православной Церкви. Он установлен в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Недели поста – это указатели на трудном пути нашего исправления, изменения, борьбы с греховностью. Первое воскресенье поста – ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. Вторая седмица и воскресенье – память святителя Григория Паламы, основавшего школу монахов-исихастов, третья неделя – КРЕСТОПОКЛОННАЯ, в четвертую – память преподобного Иоанна Лествичника, аскета-подвижника 6 века, написавшего книгу «Лествица Небесная», в которой сравнивает путь человека с восхождением по крутым ступеням. В этом образе отражается суть христианского понимания смысла жизни. Пятая неделя посвящена памяти преподобной МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, раскаявшейся блудницы, которая 40 с лишним лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи, и обрела большую милость у Бога. На время поста всегда приходится праздник 
          БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 марта/7 апреля). Праздник этот связан с событиями, произошедшими в Иерусалиме, когда Пресвятой Деве у источника, к которому она пришла за водой, явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Известие о том, что Она станет Матерью Господа, Мария приняла со смирением, сказав: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему». Празднование Благовещения не отменяется, даже если оно приходится на Страстную седмицу или на саму Пасху. Совпадение Благовещения и Пасхи происходит примерно раз в полвека, и называется этот благодатный день Кириопасха (Господня Пасха). Пост в Благовещение ослабляется: разрешается вкушение рыбы, растительного масла и вина. Народные приметы: на Благовещение птица гнезда не вьет, девица косы не плетет (в этот день великий грех работать). В этот день существует обычай отпускать на волю птиц.
          ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ – двунадесятый переходящий праздник, отмечается в шестое воскресенье поста. Это конец святой Четыредесятницы. Ликуют жители Иерусалима, чающие увидеть во Христе политического вождя, царя, который избавит Израиль от римского владычества и восстановит его былое величие. Они встречают «царя» с пальмовыми ветвями в руках, в восторге постилают Ему под ноги свои одежды. Но не для восстановления Израиля приходит Он; Он грядет для принесения Себя в жертву за грехи всех людей, для избавления всего рода человеческого от греха и смерти. Те же, кто сегодня восклицают: «Осанна сыну Давидову!», завтра будут вопит громче убийц: «Распни, распни Его!». Мы встречаем Спасителя с вербами в руках (они в России заменяют пальмовые ветви, отсюда Вербное воскресение), зная, какие события последуют за торжеством, и укрепляемся духом в ожидании их.
          Впереди – СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Это время вольного шествия Господа Иисуса Христа на страдания ради спасения людского рода. В каждый день ее вспоминаются последние событие земной жизни Христа. В Великий Понедельник – иссушение Господом бесплодной смоковницы. В Великий Вторник – обличение книжников и фарисеев, в Великую Среду - день предательства Иуды - вспоминается грешница, омывшая слезами и миром ноги Спасителя. В Великий Четверг – Господь совершает Тайную Вечерю с учениками, во время которой умывает им ноги, являя пример смирения, и устанавливает Таинство Причащения Его плоти и крови. В народе этот день носит название Чистого Четверга. Вечер этого дня – моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду о предстоящем Ему Крестном страдании. В храмах читаются двенадцать евангельских отрывков о последних наставлениях Христа, Его предательстве Иудой, пленении, допросе и издевательствах у царя Ирода Антипы и римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата, Его пути на Голгофу, распятии и страданиях, смерти и положении во гроб. Христиане стоят во время чтения Евангелий с зажженными свечами, что символизирует молитвенное сопереживание воспоминаемых Событий, после чего, благоговейно сберегая, несут этот Четверговый огонь домой, чтобы зажечь свою домашнюю лампадку и сделать им кресты на косяках дверей, ограждающие от бесовской силы.
В Великую Пятницу – осуждение и распятие, смерть Спасителя, день особого благоговения и скорби. В этот день верующие стараются прийти в храм, чтобы поклониться Плащанице – иконе, изображающей Христа, положенного во гроб. Звучит «Плач Богородицы», совершается чин погребения, когда Плащаницу крестным ходом проносят вокруг храма. В этот день стараются ничего не готовить и не вкушать.
В Великую Субботу – погребение и сошествие Господа Иисуса Христа во ад.
          И, наконец, ПАСХА, Светлое Христово Воскресенье.
          Следующая за Пасхой седмица (неделя) называется СВЕТЛОЙ. В течение всех семи дней во время службы Царские врата всех православных храмов открыты, символизируя близость к нам в эти дни Царствия Небесного. СВЕТЛАЯ седмица заканчивается в неделю о ФОМЕ, также она называется АНТИПАСХА. Третье воскресенье – неделя ЖЕН-МИРОНОСИЦ.
Четвертое – о РАССЛАБЛЕННОМ напоминает о тесной связи между грехом и недугом, истинное же исцеление может быть дано человеку только Господом. Богослужение пятого воскресенья посвящено САМАРЯНКЕ, с которой Христос беседовал о «воде живой», о благодатной жизни в Духе, не ограниченной пределами какого-либо конкретного места или народа. Шестая неделя – о СЛЕПОМ. Исцеление – как духовное прозрение. Седьмая – память СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА (325 г., Никея). На Сороковой день после Пасхи – ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Вознесением завершается таинство земного служения Христова. ПЯТИДЕСЯТНИЦА празднуется на 50 день после Пасхи. Это день СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на апостолов. Этот день считается днем рождения ЦЕРКВИ. Следующий день после Пятидесятницы – ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. Пасхальные празднества завершает неделя ВСЕХ СВЯТЫХ.
          С понедельника после недели Всех святых начинается ПЕТРОВ ПОСТ. И на первое его воскресенье падает праздник ВСЕХ СВЯТЫХ, в ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ просиявших. Длина Петрова поста каждый год бывает разная, т.к. его начало зависит от дня Пасхи. 19 августа – ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. И завершается год праздником УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ – 28 августа. Ему предшествует Успенский пост, который начинается 1/14 августа. Успение – образ вселенской победы жизни над смертью. Оно лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение.
          Таков церковный год. Таков ритм жизни православной церкви. Таков ритм жизни православного христианина.

Из книги: Иванов, А. Б. Нетленное сокровище. - М.: Отчий дом, 2001. - 128 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий