четверг, 13 октября 2016 г.

12 октября / 29 сентября – день обретения мощей святителя Иоанна Шанхайского


          Святитель Иоанн (Максимович; 1896–1966), удивительный святой — молитвенник, прозорливец, блаженный чудотворец, проповедник, богослов. Святитель Иоанн был одним из апостолов ХХ века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии. 
Из жития святителя Иоанна Шанхайского
***
          Отец Иоанн каждый день служил Божественную литургию и причащался. Со дня монашеского пострига он никогда не ложился в постель, спал сидя, молился все ночи напролет. Иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Был аскетом и постником, пищу принимал один раз в день, поздно вечером, иногда вообще забывал о еде.
***
          Он имел великое дерзновение в молитве и молился так, будто воочию обращался ко Господу, Пресвятой Богородице и всем святым. Ему был открыт духовный мир, и его духовные очи видели Тех, к Кому он обращался с горячей молитвой. Его кротость и смирение напоминали духовную высоту великих отцов древних патериков.
***
          Отец Иоанн не обладал внешней красотой: он сутулился, прихрамывал, его темные с проседью волосы часто были растрепаны, к тому же он носил самую простую одежду и обувь, ходил либо в легких сандалиях, либо босиком. Имел также дефект речи, что затрудняло его общение с окружающими. Но благодать, почивающая на избраннике Божием, делала все эти недостатки ничего не значащими, — люди чувствовали святость отца Иоанна, и сердца их тянулись к нему.
***
          Уже в то время владыка Николай Сербский (Велимирович), ныне прославленный в лике святых, говорил о молодом иеромонахе: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
***
          А однажды владыка Николай обратился к группе семинаристов так: «Дети, внимайте отцу Иоанну! Он ангел Божий в человеческом обличье».
***
          В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа митрополитом Антонием (Храповицким), и получил назначение на епископскую кафедру в Шанхае, где проживала значительная по численности колония русских эмигрантов. Скромность отца Иоанна была такова, что когда его вызвали в Белград для возведения в сан епископа, он решил, что его перепутали с кем-то другим, а затем, узнав, что речь идет о нем самом, попытался отказаться от сана, ссылаясь на косноязычие.
***
          В Шанхае владыка Иоанн прослужил почти двадцать лет. Он уделял особое внимание православным школам, старался присутствовать лично на устных экзаменах по Закону Божию во всех православных школах Шанхая. Стал также попечителем нескольких благотворительных обществ и активно участвовал в их работе.
***
          Святитель Иоанн говорил: «Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах». Так он и поступал сам.
***
          Беженцы, спасаясь от коммунистов, нашли пристанище на острове Тубабао, в лагере Международной организации беженцев. В 1949 году здесь проживало примерно пять тысяч русских из Китая. С беженцами находился и владыка. Получая откровения от Бога, отец Иоанн многих спасал от надвигающейся беды. Остров лежал на пути сезонных тайфунов, и на двадцать семь месяцев этот остров был ограждаем от страшных тайфунов молитвой святого.
***

Владыка Иоанн на Филиппинах, в лагере русских беженцев из Китая
          Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед природными катаклизмами, те ответили, что не боятся бедствий, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь наконец эвакуировали, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

***
          В первой своей проповеди в Париже владыка Иоанн обратился к пастве так: «Волею Божией русские православные люди теперь рассеяны по всему свету, и благодаря тому теперь Православие проповедуется и церковная жизнь существует там, где ранее не знали Православия».
***
          Разъяснял также: «Могут сказать, что христианство уже давно проповедуется по всей земле, однако оно преимущественно проповедуется в виде тех или иных отклонений от подлинного учения. Чистое и правое христианское учение сохранилось только в Православии, и вот оно-то проповедуется ныне там, где его не знали. Мы рассеяны по всему миру не только для научения и исправления нас самих, но еще и для того чтобы исполнить волю Божию о проповеди Православия всему миру».
***
          Владыка Иоанн учил ценить службы в храме. Наставлял: «…В церквах нам легче отбросить все земные заботы и всего себя посвятить молитве. Совместной молитвой мы выражаем любовь друг к другу, поэтому во время обычных богослужений не следует читать особых молитв, нужно внимательно следить за богослужением и всем вместе отдавать знаки богопочитания (поклоны и т. д.). Такая общая молитва увеличивает у молящихся молитвенное воодушевление, передаваемое от одного к другому».
***
          При владыке Иоанне было восстановлено почитание общецерковных святых, то есть тех, которые подвизались до разделения Католической и Православной Церквей. В православных храмах стали поминать святую Геновефу (Женевьеву), покровительницу Парижа, святого Патрика, покровителя Ирландии, и других западных святых.
***
          Архиепископ Митрофан (Зноско-Боровский) рассказывал: «Многие в Париже не понимали владыку, их смущал его внешний вид, что он босой ходит. Рассказывал мне П.С. Лопухин, что были и жалобы на владыку митрополиту Анастасию. В одной из жалоб просили, чтобы первосвятитель приказал владыке Иоанну носить ботинки. Митрополит Анастасий откликнулся на эту просьбу, написал владыке письмо, а обрадованные этим прихожане поспешили преподнести своему архипастырю новые ботинки. Владыка принял дар, поблагодарил, но не надел, а носил ботинки… под мышкой. Снова жалоба митрополиту, снова он пишет владыке Иоанну о послушании и получает ответ: “Ваше предписание исполнил, вы писали, чтобы я носил ботинки, но не написали, чтобы я их надел, вот я их и носил, а теперь надену”. И владыка зашагал по Парижу в ботинках».
***
          Покойная мать Анна из монастыря Леснинской иконы Божией Матери рассказывала: «В парижском госпитале лежала больная Александра Лаврентьевна Ю., и архиепископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было около сорока–пятидесяти человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный архиерей, одетый в невероятно поношенную одежду, и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: “Какая вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит архиепископ, и просит его благословить их. И они всегда после этого немедленно поправляются. Мы его зовем святым”».
***
          Владыку чтили и православные, и католики, и протестанты. В одной из католических церквей Парижа местный священник сказал пастве: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
***
          В Париже диспетчер вокзала задерживал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа».
***
          Покинув Шанхай в географическом смысле, владыка Иоанн не оставлял своих «шанхайцев» ни в Европе, ни в Америке. По этой причине его называют Иоанном Шанхайским, хотя он уезжал в США, затем провел около десяти лет во Франции, и, наконец, в 1962 году вернулся к своим «шанхайцам» в Сан-Франциско.
***
          Блаженная кончина святителя Иоан на последовала 19 июня (2 июля) 1966 года на семьдесят первом году его многотрудной жизни во время его архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной Курско-Коренной иконой Пресвятой Богородицы.
***
          Тело владыки шесть дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой.
***
          После кончины владыки голландский православный священник писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: “Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь”».
***
          В Сан-Франциско очень сырой микроклимат — влажно от океана. Мокрый и холодный туман, окутывающий город, — одна из его визитных карточек. Когда мощи святителя — а он лежал в металлическом гробу — извлекали, гроб проржавел, одежда истлела, а мощи остались нетленными.
***
          Сейчас мощи святителя Иоанна покоятся в деревянной раке под стеклом. Множество случаев чудесной помощи и исцелений происходят по молитвам к нему.
***
          2 июля 1994 года святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец был причислен к лику святых. Общецерковное его прославление совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2008 году. Память — 19 июня / 2 июля.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

Из слов и проповедей святителя Иоанна Шанхайского
          Бог наш огнь поядаяй есть (Евр 12, 29). Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется.
          Так человек, прикасаясь к Богу, или гибнет, или спасается.
          Огонь — всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь — в зависимости от того, что прикасается.
          Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному — в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы — сгорит.
          Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече.
          [Лев] Толстой небрежно, самоуверенно, а не в страхе Божием приблизился к Богу, недостойно причастился и сделался богоотступником.
          Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет. Лопата в руке Господней.
          Лопатой подбрасывается зерно и солома, и последнюю относит ветер, а зерно падает у ног Хозяина, и его собирают в житницы, солома оставляется или сжигается (см.: Мф 3, 12; Лк 3, 17).
          Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться.
          Наши грехи — это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием.
Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху.
          Надо знать о Страшном Суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться.
          К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности.
Из книг:
1. Святитель Иоанн Шанхайский / Cост. О.Л. Рожнёва. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 128 с.
2. Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья / Сост. прот. Петр Перекрестов. — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 832 с.

          Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории.   Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.
          Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.), дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу.
          О семинаристском житье-бытье в Битольской семинарии, где преподавал о. Иоанн в начале XX вв., читайте в «Антологии семинарской жизни».