воскресенье, 29 января 2017 г.

Петр и Иуда



ВЕРИГИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА, ИЛИ В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЕГО ГРЕХОМ И ГРЕХОМ ИУДЫ
         29 января в воскресенье уже далеким отголосочком недели о Закхее начинает предвосхищаться Великий пост.
Предисловие
          Следующее воскресенье – 5 февраля – уже Неделя о мытаре и фарисее: первая предначинательная неделя перед Святой Четыредесятницей. Церковь уже начинает постепенно готовить верных своих чад к Великому посту…
          И словно бы в унисон этой постной скорбной нотке внутри еще, наверное, святочного зимнего настроения звучит тема воскресенья 29 января – тема поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра. В этом также видится особенная и прекрасная гармония православного богослужения, в котором все настолько живо увязано и нет ни одной лишней детали. Слово «вериги» с церковнославянского языка переводится как узы или оковы. Имеются в виду в первую очередь первые вериги святого Петра, от которых его освободил Ангел в Иродовой тюрьме (Деян. 12:1–19). Эти вериги особенно чтились христианами, так как они также символизировали собой спасение Божие, освобождение человека от зла, от язычества и диавола. В них – в этих честных веригах – также улавливается тематика пасхальная – Воскресения Христова. Потому христиане их особо чтили, храня как драгоценность. Болящие, приходящие с верою даже получали от них исцеления. Также в этот день вспоминаются и вторые – последние узы святого первоверховного апостола Петра, которые случились с ним перед смертью по предсказанию самого Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел: а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21:18, 19).
          Но, может быть, самыми тяжелыми для святого первоверховного апостола Петра были вериги его предательства, его духовной измены – его отречения от Бога.

Петр и Иуда
          И этот грех по своему тяжелейшему урону для души Петра можно сравнить с грехом Иуды Искариота. И там, и там отречение-предательство Бога человеком. В случае с Иудой – отягченное сребролюбием и корыстью. В случае со святым Петром – малодушием и отречением с клятвою о том, что апостол не знает Христа.
          Мера духовного падения обоих апостолов была очень глубока. Страшно даже представить их мучения. На мой взгляд, их можно в чем-то сравнить с грехопадением первых людей – святых праотцев Адама и Евы.
          Но какой путь этих двух людей – Петра и Иуды – после совершения греха богоотступничества? Первый горько раскаивался и уповал на милосердие Божие и был прощен. Второй отчаялся и покончил жизнь самоубийством, попав в ад.
          В случае с апостолом Петром и для нас есть поучительный урок и надежда на спасение в этой евангельской истории. Ибо нет греха, не прощаемого Богом. Есть грех нераскаянным.
          Прекраснейший и изумительнейший парадокс христианства заключается в том, что Бог готов простить человеку ЛЮБОЙ грех. Лишь бы он возжелал от чистого сердца в нем раскаяться. И незамедлительно за тем последует прощение и спасение.

Закхей
          Только бы человек уподобился иерихонскому мытарю Закхею, также страшно мучавшемуся от грехов своих. Что он сделал, когда услышал, что Господь проходит мимо? Залез на дерево, ведь был мал ростом, чтобы лучше видеть Спасителя. Господь Бог, конечно, знал, что Закхей сидит на дереве. Он поворачивается и встречается с ним взглядом. О, как драгоценна была для Него эта раскаивающаяся душа! С какой надеждой, с какой немой мольбой Закхей смотрел на Христа. И происходит немая исповедь человека Богу. Ибо слова здесь не нужны. И Господь прощает грешника и желает войти к нему в дом. А Закхей, освобожденный от груза греха, исцеленной и просвещенной своей душой воспаряет ввысь – к Богу.           Он готов все: и жизнь свою, и половину имения, и деньги свои раздать всем, лишь бы этот Новый Завет, заключенный между Богом и его душой, продолжался!
          Стоит и нам осознать мерзость собственных грехов, нужно и нам в поиске Бога забраться повыше на дерево молитвы, поста, покаяния и Таинств церковных, чтобы попытаться увидеть Господа, который этим страдающим ищущим Его глазам обязательно откроется и непременно исцелит раненную, изъязвленную грехами душу.
          В чем да поможет нам святой первоверховный апостол Петр.
          Святой первоверховный апостоле Петре, моли Бога о нас!
Автор: иерей Андрей Чиженко