пятница, 24 ноября 2017 г.

30 советских детских книг, которые стоит прочесть с детьми

          Недавно одна знакомая попросила назвать старые советские детские книги, желательно остросюжетные, где герои — современные (на момент написания, разумеется) советские дети и подростки. Возможно, ей захотелось вспомнить свое детство, перечитать давным-давно прочитанное (или что-то прочитать впервые, глазами взрослого человека).
          Попросила она не одного меня, многие откликнулись, предложили свои варианты. Составил свой список и я — очень неполный список тех книг, которые любил в детстве.

          За бортом осталось все, что не касается современности (например, исторические повести и романы, включая и дореволюционные времена, революцию и Гражданскую войну), отбросил я и те детские книги, где главные герои — взрослые, отбросил все переводное. И, конечно, многое я сейчас просто не могу вспомнить — ощущения от книг помню, сюжеты частично помню, а названия и авторов — увы.
          Вот что в итоге получилось, вот что я безусловно рекомендую и тем взрослым, которым хочется с помощью старых книг прикоснуться к своему детству, и тем родителям, которые читают вместе со своими детьми.
          Кстати, такое совместное чтение старых советских книг, сопровождающееся обсуждением — это еще и ненавязчивое обучение родной истории. Современным детям в этих книгах непонятны многие бытовые, культурные и политические реалии, они спрашивают родителей, и завязываются очень полезные разговоры.
          Я не буду давать описание каждой книги, укажу только примерный возраст, на какой они рассчитаны. Скачать список.
От 7 лет
1. «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»


2. Григорий Ягдфельд, Виктор Виткович, «Сказка о малярной кисти»


От 8 лет
3. Юрий Федорович, «Толстый мальчишка Глеб»


4. Галина Демыкина, «Потерялась девочка»


От 9 лет
5-6. Лев Давыдычев, «Лёлишна из третьего подъезда», «Руки вверх, или враг номер один»


7. Людмила Матвеева, «Старый барабанщик»


От 10 лет
8. Всеволод Нестайко, «Приключения Робинзона Кукурузо»


9. Эдуард Шим, «Ребята с нашего двора»


10. Максуд Ибрагимбеков, «Пусть он останется с нами»


11-12. Владислав Крапивин, «Та сторона, где ветер», «Журавлёнок и молнии»


13. Юрий Коринец, «Володины братья»


14. Владимир Железников, «Чудак из 6-Б»


15-16. Юрий Томин, «Карусели над городом», «Тайна железной двери»


17. Лев Кассиль, «Дорогие мои мальчишки»


18. Виталий Мелентьев, «Чёрный свет»


От 12 лет
19. Владимир Киселёв, «Девочка и птицелёт»


20. Елена Ильина, «Четвёртая высота»


21. Александр Миррер, «Дом скитальцев»


22. Анатолий Гладилин, «Секрет Жени Сидорова»


23. Владимир Тендряков, «Весенние перевёртыши»


24-26. Альберт Лиханов, «Лабиринт», «Чистые камушки», «Мой генерал»


27. Фазиль Искандер. Рассказы про Чика (печатались по отдельности и в разных сборниках Искандера, полного собрания их под одной обложкой до сих пор нет).


От 13 лет
28. Владислав Крапивин, «Колыбельная для брата»


29. Владимир Железников «Всего-то несколько дней» (название журнальной версии, отдельной книгой называлось «Чучело»)


30. Владимир Лакшин, «Закон палаты»


И последнее: мой список — он мой. То есть очень субъективный. Все то хорошее, что я не назвал, а вы помните — просто добавьте к нему. 
Автор: Виталий Каплан
Источник:  https://foma.ru/30-sovetskih-detskih-knig-kotoryie-stoit-prochest-s-detmi.html
 На заставке: кадр из фильма “Серёжа” Георгия Данелия, 1960

Комментариев нет:

Отправить комментарий