четверг, 7 марта 2013 г.

Решит ли курс ОРКСЭ задачу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников?

          Введение курса ОРКиСЭ в образовательные учреждения России вызывает неоднозначную оценку как со стороны церковных людей, так и со стороны нецерковных. Несмотря на то, что апробация курса в 21 регионе прошла весьма успешно, у него оказывается больше противников, чем сторонников. Одним этот курс представляется исключительно религиозным, а другие считают его профанацией религии. Причиной и того, и другого мнения является, с одной стороны, незнание и непонимание, что собой представляет этот курс и для чего он нужен, а с другой стороны, сомнение в компетентности педагогов, которые будут преподавать его детям. И сомнения эти не безпочвенны. И вопросов больше, чем ответов. 
          Идея курса базируется на представлении о том, что надлежащим образом организованное знакомство младших подростков с культурным наследием традиционно распространенных в России религий должно оказаться полезным для формирования системы нравственных ценностей личности и консолидации на их основе многонационального народа Российской Федерации.
          Основная задача курса - сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
          Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет.
Президент России поручает Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики».
          Председатель Правительства утверждает план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", а затем и план по введению «Основ религиозных культур и светской этики» во всех российских школах в 2012/2013 учебном году; Минобрнауки издает приказ № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
          Введение и реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» связаны с этими и другими правовыми и нормативными законами и актами, которые необходимо очень хорошо знать и понимать. В частности, это касается определения «светский характер» в отношении государства и образования. Поскольку понятие «светский» не означает «антирелигиозный» или «атеистический», постольку не является препятствием для изучения религии в государственных образовательных учреждениях. Более полно и конкретно вопросы, касающиеся изучения религии и религиозных культур в светской школе, раскрыты в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Приказе МО РФ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
          Тем не менее, знание и понимание нормативных и правовых актов не гарантируют того, что знакомство с культурным наследием религии будет организовано надлежащим образом. Как совместить разное понимание духовности человека в светском и религиозном мире? В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности и трактуется очень широко, духовностью называют все, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятиями науками, искусством, спортом и т.д. Во втором – это понятие выводится за пределы бытия души (психики), религиозное определение духовности заключается в причастности человека Духу Святому, в мере приближения человека к Богу.
          С точки зрения конкретно-методического и профессионально-компетентностного обеспечения курса предполагается, что педагог, реализующий курс, обладает совокупностью знаний. Преподавателю курса ОРКиСЭ необходимо хорошо разбираться в способах и путях обучения и воспитания в контексте религиозной культурной традиции, так как они колеблются в широком спектре между постижением мудрости через книжный текст и непосредственное общение, между совершенствованием через определенный образ поведения и сосредоточенными размышлениями, чтобы непреднамеренно не задеть чувства своих учеников. Практика же показывает, что большинство педагогов не знакомы с контекстом какой бы то ни было религиозной культурной традиции, не имеют опыта, связанного с определенной религиозной культурой.
          Достаточно ли в современном образовании специалистов по религиозным культурам? Кто и как готовит педагогов к преподаванию основ религиозных культур, к преподаванию религиозных смыслов, явлений, фактов?
          Многое, конечно, зависит от заинтересованности и добросовестности самих педагогов, но качественно изучить содержание столь серьезного предмета, причем в кратчайшие сроки, весьма проблематично. Помощь и содействие в реализации этого важнейшего социального проекта могут оказать религиозные организации, которые являются институтами гражданского общества. Государство вправе использовать образовательный и воспитательный потенциал традиционных религиозных конфессий России. И, возможно, только сотрудничество образовательных учреждений с традиционными религиозными организациями сможет решить как проблему качественной подготовки педагогов к преподаванию курса, так и проблему воспитания подрастающего поколения на ценностях взаимного уважения, сотрудничества, взаимопомощи.
          Литература:
          1. Данилюк, А. Я. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Текст] / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. - № 9. - С. 15-21.
          2. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс] // http://www.iriney.ru/document/017.htm
          3. О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html
          4. Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" [Электронный ресурс] // http://docs.kodeks.ru/document/902326157
          5. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // http://www.apkpro.ru/images/stories/osnovy-relig-cult/normativ/poruchenie-medvedeva.pdf
          6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 июля 2003г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 2003г. № 4955) [Электронный ресурс] // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=8210