Введение курса ОРКиСЭ в
образовательные учреждения России вызывает неоднозначную оценку как со стороны
церковных людей, так и со стороны нецерковных. Несмотря на то, что апробация
курса в
21 регионе прошла
весьма успешно, у него оказывается больше противников, чем сторонников. Одним
этот курс представляется исключительно религиозным, а другие считают его
профанацией религии. Причиной и того, и другого мнения является, с одной
стороны, незнание и непонимание, что собой представляет этот курс и для чего он
нужен, а с другой стороны, сомнение в компетентности педагогов, которые будут
преподавать его детям. И сомнения эти не безпочвенны. И вопросов больше, чем
ответов.
Идея курса базируется на представлении о том, что надлежащим образом организованное
знакомство младших подростков с культурным наследием традиционно
распространенных в России религий должно оказаться полезным для формирования
системы нравственных ценностей личности и консолидации на их основе
многонационального народа Российской Федерации.
Основная задача курса -
сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции,
познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным
ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов,
на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Озабоченность
государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества
отразилась в ряде нормативных документов последних лет.
Председатель
Правительства утверждает план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах
комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы
религиозных культур и светской этики", а затем и план по введению «Основ
религиозных культур и светской этики» во всех российских школах в 2012/2013
учебном году; Минобрнауки издает приказ № 74 «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом
МО РФ от 9
марта 2004
г . №
1312».
Введение и реализация
курса «Основы религиозных культур и светской этики» связаны с этими и другими
правовыми и нормативными законами и актами, которые необходимо очень хорошо
знать и понимать. В частности, это касается определения «светский характер» в
отношении государства и образования. Поскольку понятие «светский» не означает
«антирелигиозный» или «атеистический», постольку не является препятствием для
изучения религии в государственных образовательных учреждениях. Более полно и
конкретно вопросы, касающиеся изучения религии и религиозных культур в светской
школе, раскрыты в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и
в Приказе МО РФ «О предоставлении государственными и муниципальными
образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать
детей религии вне рамок образовательных программ».
Тем не менее, знание и
понимание нормативных и правовых актов не гарантируют того, что знакомство с
культурным наследием религии будет организовано надлежащим образом. Как
совместить разное понимание духовности человека в светском и религиозном мире?
В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности,
добродетельности и трактуется очень широко, духовностью называют все, что
связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью,
занятиями науками, искусством, спортом и т.д. Во втором – это понятие выводится
за пределы бытия души (психики), религиозное определение духовности заключается
в причастности человека Духу Святому, в мере приближения человека к Богу.
С
точки зрения конкретно-методического и профессионально-компетентностного
обеспечения курса предполагается, что педагог, реализующий курс, обладает
совокупностью знаний. Преподавателю курса ОРКиСЭ необходимо хорошо разбираться
в способах и путях обучения и воспитания в контексте религиозной культурной
традиции, так как они колеблются в широком спектре между постижением мудрости
через книжный текст и непосредственное общение, между совершенствованием через
определенный образ поведения и сосредоточенными размышлениями, чтобы
непреднамеренно не задеть чувства своих учеников. Практика же показывает, что
большинство педагогов не знакомы с контекстом какой бы то ни было религиозной
культурной традиции, не имеют опыта, связанного с определенной религиозной
культурой.
Достаточно ли в
современном образовании специалистов по религиозным культурам? Кто и как
готовит педагогов к преподаванию основ религиозных культур, к преподаванию
религиозных смыслов, явлений, фактов?
Многое,
конечно, зависит от заинтересованности и добросовестности самих педагогов, но
качественно изучить содержание столь серьезного предмета, причем в кратчайшие
сроки, весьма проблематично. Помощь и содействие в реализации этого важнейшего
социального проекта могут оказать религиозные организации, которые являются
институтами гражданского общества. Государство вправе использовать
образовательный и воспитательный потенциал традиционных религиозных конфессий
России. И, возможно, только сотрудничество образовательных учреждений с
традиционными религиозными организациями сможет решить как проблему
качественной подготовки педагогов к преподаванию курса, так и проблему
воспитания подрастающего поколения на ценностях взаимного уважения,
сотрудничества, взаимопомощи.
Литература:
1. Данилюк, А. Я. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Текст] / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. - № 9. - С.15-21.
1. Данилюк, А. Я. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Текст] / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. - № 9. - С.
2. Закон РФ «О свободе
совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс] // http://www.iriney.ru/document/017.htm
3. О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от9 марта 2004 г.
N 1312 [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html
3. О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от
4. Об утверждении плана
мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации
комплексного учебного курса для образовательных учреждений "Основы
религиозных культур и светской этики" [Электронный ресурс] // http://docs.kodeks.ru/document/902326157
5. Поручение Президента
Российской Федерации от 2 августа 2009 г.
[Электронный ресурс] // http://www.apkpro.ru/images/stories/osnovy-relig-cult/normativ/poruchenie-medvedeva.pdf
6. Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 1 июля 2003г. №
2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными
учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне
рамок образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 2003г. № 4955) [Электронный ресурс] // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=8210
Комментариев нет:
Отправить комментарий