воскресенье, 14 июля 2013 г.

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания

         Основные психологические особенности возрастов, наиболее сензитивных в плане обучения культуре религиозной жизни описаны Татьяной Владимировной Скляровой, доктором педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.  Поскольку нас интересуют, прежде всего, механизмы восприятия материалов духовно-нравственного содержания в младшем школьном и подростковом возрасте, на них мы и остановимся.
          "Младший школьный возраст
          Окончание возраста детства обусловлено кризисом семи лет. Основное новообразование, вызывающее этот кризис – утрата детской непосредственности. Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребёнка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребёнка непосредственно выражало происходящие в нем процессы - «что думаю, то и говорю, и делаю», то теперь мышление развилось настолько, что можно «увидеть себя со стороны». В.В. Зеньковский (1) пишет о том, что в этом возрасте определяются и оформляются правила и законы, объективно предстоящие человеку и подлежащие исполнению, идеи «нормы» и «долга». Важной психологической и нравственной задачей для ребёнка становится задача определения себя «внутреннего» и соотнесения с тем, каким «я» должен быть во внешних проявлениях. Это возраст первого знакомства растущего человека с самим собой. Л.С. Выготский отмечает, что у ребёнка дошкольного возраста нет ещё настоящей самооценки и самолюбия, а к началу школьного возраста возникает обобщённое отношение к самому себе, которое остаётся одним и тем же в разных ситуациях и даёт основания для самооценки и самолюбия. Уровень запросов человека к самому себе, к своему успеху, положению, возникает, по мысли психолога, именно в связи с кризисом семи лет. В процессе него зарождается очередное новообразование воли – способность соотносить свои внутренние переживания с внешними моральными правилами и установками. Внутренняя борьба в человеке, которая выражается в противоречии переживаний и выборе собственных переживаний, становится возможной только в кризисе семи лет. Появление этих качеств в психике является показателем готовности ребёнка к сознательной исповеди, как началу осознанной работы над собой «внутренним». В связи с этим начинают проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредованность поведения определёнными правилами. Именно появление этих качеств в психике ребёнка является показателем его готовности к сознательной исповеди, как к началу осознанной работы над собой «внутренним».
          О готовности ребёнка к исповеди, опыте работы священника с детьми написал протоиерей Владимир Воробьёв в книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство» (2).
          После кризиса семи лет начинается школьный возраст, ведущей деятельностью в котором является учёба. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребёнок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Важным показателем процесса обучения является изменение духовного опыта человека. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». В книге «Православная педагогика» (3) прот. Евгений Шестун определяет обучение как частный случай покаяния. В таком отношении к учёбе для верующего ребёнка не будет поля для развития тщеславия и самодовольства, каких бы успехов он ни добился. Постижение знаний, как тайны Божьего Творения сопряжено с благоговением и обязательно в позитивном плане отразится на духовной жизни ученика. И совсем иначе протекает учебный процесс в ситуации, подогреваемой развитием самовыражения и самоутверждения школьника. В этом случае могут быть хорошие знания предметов, но такая мотивация к учёбе пагубно сказывается на духовном развитии растущего человека. «Очень трудно иметь в научной среде дело с бывшими вундеркиндами, которые затем оказались бесплодными научными сотрудниками»(4) - написал профессор и протоиерей Глеб Каледа. По его мнению настоящая учёба подобна молитве и не имеет ничего общего с удовлетворением собственного тщеславия. «Бродя по лесу, сплавляясь в лодке сквозь тайгу, находясь на ослепительных горных вершинах хочется петь «Хвалите имя Господне». Красота бытия во всех её проявлениях – от Космоса при созерцании ночного неба до мельчайших существ при рассмотрении раковинок радиолярий и диатомей в оптическом или электронном микроскопах – встаёт перед нами при изучении природы»(5).
          Признание учебной деятельности ведущей в младшем школьном возрасте основывается на том, что дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового. Поэтому и лучшей наградой за учение призваны быть новые знания, которые приобрёл ученик. Специалисты отмечают, что внешние подкрепления, например, похвала и одобрение, оказываются не лучшей мотивацией учения (6). Учебный процесс, имеющий характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия, позволит выработать у ребёнка устойчивую мотивацию к учёбе. К тому же взаимоотношения с взрослыми не будут опосредоваться школьными оценками. Иногда происходит так, что родители выстраивают свои отношения с детьми, исходя из их школьных успехов или неуспехов. «Меня мама не любит, у меня пятёрок мало». В рисунках первоклассников часто можно встретить «красивенькие пятёрочки» и мрачные чудовища-двойки или тройки. Оценка, по словам В.А. Сухомлинского, становится идолом. Одной из педагогических задач в этом возрасте становится свержение идола, который подменяет обращение взрослого к личности ребёнка, оцениванием его отдельных качеств - памяти, мышления, внимания, воли.
          Говоря об учебной деятельности в этом возрасте, необходимо отметить важнейшие направления в преодолении трудностей, которые встречаются у ребёнка в процессе учения. Первым серьёзным фактором становится отношение взрослого к ребёнку. Оно не только не должно быть опосредованным школьными отметками, оно обязательно должно быть в целом позитивным по отношению к ребёнку. Психологи отмечают часто встречающуюся ошибку во взаимодействии взрослого и ребёнка – ребёнка хвалят за отдельные проявления его личности – хорошо выполнил поручение, правильно сделал уроки, красиво нарисовал, а порицается зачастую вся личность ребёнка – «какой же ты неумеха!», «ну почему ты такой невнимательный?», «вечно ты всё перепутаешь» и т. п (7). Необходимым условием осознания ребёнком и утверждения своего «Я» является положительная оценка его личности. При этом порицание негативного поведения, плохих поступков, конечно должно иметь место в воcпитательном процессе, но оно относится к одному из проявлений ребёнка, а не ко всей его личности.
          Вторым важным моментом в трудностях школьной учебы становится ориентация на ошибки. Вся деятельность ребёнка оценивается взрослыми в контексте сделанных им ошибок. «Ребёнок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмерный контроль, что последний ограничивает ребёнка, сдерживает его инициативу и творчество» (8). Рассмотрение взрослым ошибки с точки зрения её познавательного значения и преходящего характера позволит ребёнку не делать её мерилом действия, а точкой отсчёта для работы над собой.
          Третьим моментом, обуславливающим трудности школьного обучения, является обесценивание взрослым детских достижений. Если взрослые объясняют причины школьных успехов везением, случайностью, лояльностью педагога и т.п., ребёнок утрачивает стимул к проявлению активности. Одобрение и поддержка взрослого даже при самом незначительном успехе помогает преодолевать школьные невзгоды.
          Четвёртым моментом специалисты называют сокращённую жизненную перспективу у ребёнка. «Она проявляется в том, что у ребёнка возникают ситуативные интересы, он легко поддаётся влиянию других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые от других. Такие дети малоинициативны, не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всём ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Развитие самостоятельности таких детей – дело довольно трудоёмкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребёнку»(9).
          Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются во взаимодействии ребёнка со сверстниками, чем с учителем. В отношениях с взрослым для ребёнка неизбежно разделение функций – взрослый даёт задание, контролирует и оценивает ребёнка. Возникает парадокс – ребёнок до конца не может освоить действия, поскольку некоторые компоненты этого действия так и остаются за взрослым. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интериоризировать знания. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия. «Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребёнку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребёнка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм»(10).
          Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели – внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой – от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Такие дети требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
          Основным направлением в духовно-нравственном развитии в младшем школьном возрасте становится ученичество. Специфика психологической характеристики в этом возрасте обусловлена именно тем, что ребёнок готов и нуждается в том, чтобы учиться. В этом контексте весьма актуальным становится выбор методов взаимодействия взрослого и ребёнка. Необоснованное преобладание равноправного взаимодействия учителя и учащегося негативно отражается на процессе духовно-нравственного становления младшего школьника.
          Структура самосознания
          Имя. В младшем школьном возрасте ребёнок начинает дифференцировать степень доброжелательности отношения к себе по тому, как к нему обращаются одноклассники и учителя. Свою приязнь к другим людям он учится оформлять в приветливые формы общения и обращения к сверстникам по имени и к взрослым - по имени-отчеству. Вместе с этим, младший школьник учится принимать и другой тип обращения к себе – по фамилии. По мысли В.С. Мухиной «только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание»(11).
          Внешний образ. Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования, которые дети усваивают преимущественно в младшем школьном возрасте. В это время дети знакомятся с «правильными» позами телодвижения, требованиями к осанке, посадке головы, - всем тем, что создаёт этнический и культурный тип физической представленности человека.
          Притязание на признание. Также как и в дошкольном возрасте формируется в основном в отношениях со сверстниками и взрослыми. Выше было указано, что в основном потребность в признании реализуется ребёнком посредством учебной деятельности и отмечены ведущие линии формирования позитивного образа себя в учёбе. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает ребёнка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки. Однако нереализованная потребность в признании может приводить к появлению таких негативных проявлений в личности младшего школьника, как хвастовство, либо уныние, стремление к нездоровой конкуренции со сверстниками.
          Половая идентификация в младшем школьном возрасте проявляется в стремлении детей утверждать себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, не боятся боли, уметь терпеть. Все эти образцы он воспринимает, подражая мужчинам, стараясь вести себя так, как свойственно представителю сильного пола. Девочка знает, что она должна хорошо выглядеть, быть приветливой, доброй, сострадательной. Она приобщается к рукоделию, домашней работе, уподобляясь знакомым женщинам.
          Психологическое время личности ребёнка младшего школьного возраста уже начинает вбирать в себя более отдалённую перспективу, как прошлого, так и будущего. Наряду с историями из собственной жизни младший школьник воспринимает историю своего рода, своего города, страны. Это позволяет ребёнку соотносить свой собственный жизненный цикл с жизнью своего народа и способствует формированию этнокультурной идентичности.
          Социальное пространство личности младшего школьника обусловлено усвоенными им правами и обязанностями, которые открываются ему как в семейной, так и в школьной жизни. Развитый младший школьник усваивает в практике общения с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов определённые нормы поведения. Знание норм поведения само по себе ещё не обеспечивает нравственного развития личности. В практике общения должны сложиться привычки правильного поведения. «Привычка – вторая натура», начинает формироваться именно в младшем школьном возрасте. Способность к сопереживанию и ответственность так же, как правило, формируются у детей в этом возрасте. 
          Подростковый возраст
          Завершается младший школьный возраст оформлением такой структуры самосознания, которая позволяет ребёнку самостоятельно и системно познавать самого себя. Способность самосознания является центральным новообразованием начала подросткового возраста, вызывающей по Л.С. Выготскому кризис 13 лет. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей присущими качествами. В этот период подросток выбирает из многообразия себя «внутреннего». Становление соподчинения мотивов является новообразованием воли. Ведущая деятельность следующего за кризисом 13 лет возраста - общение, социально значимая деятельность. Параметры этих видов деятельности зависят от того, каким образом растущий человек выстроил собственную иерархию ценностей и какие приоритеты для себя выбрал. Важным фактором в этом выборе является то, какие воспитательные принципы преобладали до этого в воспитании ребёнка. Не то, что говорили, а как делали воспитатели и родители. В этом возрасте подросток определяет для себя существенные стороны собственного самосознания, которые и позволяют ему осуществлять процесс соподчинения мотивов. Если этого не происходит в самосознании подростка, потребность в автономии и самоопределении находит своё гипертрофированное выражение во внешнем поведении подростка. Это может приводить к конфликтам с родителями и педагогами. Скрепление себя определёнными обязательствами помогает растущей личности обрести волевой стержень. Таким образом, говоря о воспитании воли в этом возрасте можно обозначить границы её становления. С одной стороны для подростка существует неминуемая необходимость скрепить себя обетами и это та грань, которую нарушить нельзя. С другой стороны – содержание обязательств, даваемых самому себе, зависит только от самой личности подростка. В этом случае родители и наставники помогают родиться истинному самосознанию личности, но само рождение – результат работы развивающейся личности.
          Структура самосознания 
          Самосознание как вершина высших психических функций не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир подростка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом.
          Имя. В подростковом возрасте имя ребёнка подвергается особым испытаниям. Как отмечено в исследованиях В.С.Мухиной, оно зачастую заменяется кличкой, беспощадно оценивающей его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающей его личность. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки жестко отстаивают своё право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения.
          В психологическом времени личности в период подростничества происходят изменения, связанные с реорганизацией представлений о самом себе. Многие исследователи отмечают усиливающееся значение прошлого и будущего в самосознании отрока. Так как ребёнок постепенно начинает брать на себя позиции взрослого, важным объектом его размышлений становится будущее. Подростки начинают осознавать своё «Я» как изменяющееся во временной перспективе собственной жизни, что свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в отрочестве.
          Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстаёт в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и, отдельно, - в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства – от подростковых групп до политической жизни страны. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора.
          Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идёт в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей. Л.С. Выготский назвал проблему интересов подростка «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931) он дал такое определение: «интересы – целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций». По мнению учёного, на первой фазе подростничества происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой подростничества. В позитивной фазе данного возраста созревает новое ядро интересов. Учёный выделил несколько доминант – основных групп наиболее ярких интересов подростков:
- «эгоцентрическая доминанта» - интерес к собственной личности;
- «доминанта дали» - установка на обширные, перспективные масштабы;
- «доминанта усилия» - тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;
- «доминанта романтики» - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
          Увлечения подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлечённого взрослого, значимого для отрока.
          Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более напряжёнными и устойчивыми становятся. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремлённым, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. «Недаром Л.С. Выготский возражая принятому в психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей» (12).
          Освоение ценностей православной культуры способствует формированию у подростков такой структуры самосознания, в которой становление ценностности «Я» внутренне связано с интересами других людей и может быть соотносимо с образом Творца.
          Таким образом, к концу детства складываются основные структуры самосознания вырастающего ребёнка. На формирование ведущих звеньев самосознания человека таких, как: его имя, образ тела, притязание на признание, психологическое время и социальное пространство личности, - оказывает значительное влияние та культура, которую воспринимает ребёнок из своего окружения и те виды деятельности, которые доступны ему в сотрудничестве со взрослыми."
Литература:
1. В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.115.
2. Протоиерей Владимир Воробьёв. Покаяние, исповедь, духовное руководство. М., 1997
3.Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.,2001.С.36
4. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь. М., 2001. С.99
5. Там же. С.98.
6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.499.
7. Yепомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М., 1992. С.131.
8 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-Екатеринбург, 1999. С.455.
9. Там же. С.456.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995. С.265.
11. Мухина В.С.Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. С.288.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. С.241